Страсти по Фрейду
Текст: Мария Машкевич
Фото: ARTPLAY
С 10 февраля по 31 мая на территории центра дизайна и архитектуры ARTPLAY проходит мультимедийная выставка «Страсти по Фрейду». Данный проект является первым в рамках деятельности компании Artplay Media, который освещает тему телесности и сексуальности.
В описании к выставке сказано, что кураторы проекта решили поразмышлять о творчестве Шиле, Рубенса, Климта, Тициана, Гойя, Караваджо и Рембранта с точки зрения пациентов доктора Зигмунда Фрейда. В качестве базового критерия своего художественного анализа авторы выставки использовали труд Фрейда «Художник и фантазирование» в котором он утверждает, что «Мы должны почувствовать те аффекты художника, особое состояние его психики, то, что стимулировало его к творческому акту». Фрейд полагает, что художник больше остальных подвержен внутренним влечениям, уходя в мир фантазий в поисках замены неудовлетворённых в реальности желаний.
Выставка проходит в двух отдельных экспозиционных пространствах. Сперва гости попадают в аванзал, где их встречают фотоработы с участием моделей контрагентства Lumpen. Также можно прослушать выдержки из произведений современного писателя Игоря Яркевича. А следом их ожидает широкое мультимедийное пространство, с полномасштабной демонстрацией всего аналитического процесса над работами именитых художников.
Мультимедийный формат выставки имеет огромное количество преимуществ - зрителю приятно быть публичным соучастником культурного события и, что немаловажно, почувствовать себя кем-то вроде ассистента психотерапевта на приеме. Главное, чтобы каждый из участников данного процесса не забывал о ценностной значимости самого искусства.
Проект «Страсти по Фрейду» является показательным примером, во-первых, отличной выставки для массового зрителя, благодаря которой он отлично проведёт время с друзьями, посмотрит на большом экране, как в кинотеатре, оцифрованные мировые шедевры. А во-вторых, это отличная кураторская работа с демистификацией. Зритель видит, как он размышляет, на чём основывает свой выбор, почему использует работы именно этих, а не других художников. Всё достаточно прозрачно и подробно объяснено для тех, кто уже знает картины Боттичелли, Бурго или Мунка. Авторы проекта предоставляют описание, в котором каждая из семи созданных внутри кураторского исследования новелл подробно разобрана и объяснена.
Достаточно ловкий ход подачи истории искусства через понятные массовому зрителю образы: Фрейд, секс, модели. Однако, несмотря на понятность этих образов, организаторы предоставляют гостям возможность для фантазии и работы над собой.
Выставка целиком представляет собой весьма удачный пример творческого коммерческого проекта. Искушённый зритель, возможно, останется не совсем довольным, когда выйдет из залов, но и он вряд ли сможет проигнорировать тонкость и открытость кураторской работы. Такие проекты поднимают планку для массовых проектов, помогая выйти гостям на открытый диалог с произведениями искусства.