Стрит-арт: как он меняет городскую среду и почему становится современным искусством

Стрит-арт – неотделимая часть почти любого города. Несмотря на то, что мы знаем художника Бэнкси и ежегодно в России и в других странах посещаем стрит-арт фестивали, граффити для многих всё равно остаётся в области чего-то маргинального и не про искусство.

Мы поговорили с организаторами международного фестиваля уличного искусства STENOGRAFFIA. Узнали, как стрит-арт формирует идентичность города, меняет среду и отношение жителей к творческим работам на фасадах зданий. И порассуждали о том, какое будущее у российского комьюнити художников.

Текст: Мария Орехова

Партнерский материал творческого форума Таврида

STENOGRAFFIA – фестиваль уличного искусства, который появился в Екатеринбурге в 2010 году. Руководствуясь желанием изменить отношение людей к общественному пространству с помощью арт-объектов, создатели феста ежегодно собирают десятки стрит-арт художников со всего мира. За десять лет фестиваль вышел за пределы одного города, а среда, которую создавали в этих города застройщики, стала арт-объектами.

Когда тег на стене становится искусством?

В субкультуре стрит-арта нет консенсуса, что такое уличное искусство. STENOGRAFFIA называет стрит-арт тем искусством, которое появляется в общественном пространстве, независимо от цели создания, масштабов, легального или нелегального положения, протестных смыслов или возможности декорирования зданий и улиц. Это всё, что обладает потенцией искусства с направлением и силой коммуникации. Особняком стоят теги, они выпадают из рамок уличного искусства как объекты искусства. Они могут содержать негативный посыл. Люди, которые их создают, не претендуют на создание чего-то ценного. Их цель – захват территории какими-то визуальными метками.

Почему политика не пересекается с искусством?

Уличное искусство неотделимо от лозунгов и политических высказываний, потому что оно отражает нерв времени. Сейчас любое искусство так или иначе затрагивает политику. Миссия STENOGRAFFIA – улучшение городской среды. Она отражена в творчестве, которое STENOGRAFFIA транслирует зрителю. Фестиваль говорит про искусство, которое объединяет. Команда хочет настроить тёплую коммуникацию человека с городом, в котором он живёт. И в их миссии нет политических подтекстов.

Как стрит-арт формирует городскую среду и её идентичность?

Опыт STENOGRAFFIA говорит о том, что сейчас у кого-то из нас складываются враждебные отношения с городом. Некий подросток по имени Вася живёт в спальном районе регионального города и мечтает о красотах столицы, потому что серость одинаковых многоэтажных домов или вид заброшенной спортивной площадки во дворе, или деревянные заборы вокруг школы лишают его удовольствия проводить свободное время на улицах родного места. Город кажется ему чужеродной средой, где серо, грязно и одиноко. Когда с помощью арт-объектов его наполняют эмпатийными точками, для таких, как Вася, создаётся «третье место». Это то пространство города, где человеку комфортно, куда он может беспрепятственно попасть, где он может провести время один или в компании. При этом не обязательно чтобы оно было связано с «первым местом» – домом или «вторым» – работой. Благодаря объектам уличного искусства города попадают в позитивную федеральную, а иногда и мировую повестку. Это тоже очень меняет точку зрения людей по отношению к работам в стиле стрит-арт. Они начинают больше изучать этот город, начинают гордиться своим домом и проявлять по отношению к нему заботу.

Стрит-арт способен скрывать недостатки среды. Можно назвать это визуальной экологией. Или наоборот, привлекать внимание к каким-то важным болевым точкам города, чтобы добиться перемен. У STENOGRAFFIA есть проект «Вид из окна». Художники меняют облик стен напротив окон зданий, например, больниц. И люди, которые вынуждены каждый день смотреть на безликие унылые здания, видят дружелюбный, приятный арт. Это меняет не только настроение человека, но и помогает ему принять город как приветливое пространство. Другой способ подружить человека и среду – предложить ему самому поучаствовать в создании арт-объекта. Так, проект «Город рисует сам себя» привлекает людей к тому, чтобы те украсили свой дом или двор. Чувство причастности меняет отношение к пространству вокруг себя. Появляются осознанность и ответственность. Через такую практику получается донести до людей, что среда вокруг не враждебна, а «ваша» территория не заканчивается за порогом квартиры.

Как объяснить, что граффити – не вандализм?

В отдаленных городах, которые мало знакомы с уличным искусством, до сих пор граффити – это вандализм. Более десяти лет назад, когда STENOGRAFFIA только зарождалась, даже в крупных городах можно было встретить враждебность к работам художников на улицах. Сейчас, когда проект приходит в новый город, он меняет его отношение к искусству стрит-арта. С каждым городом своя коммуникация. Везде создается свой, понятный именно этому месту арт. В маленьком городе, который не знаком с уличным искусством, создается эмпатийная работа. А в городах, которые готовы к этому искусству, делают работу со сложным коммуникационным кодом. Всё связано с тем, что у города формируется потребность на определённое качество уличного искусства. И если в начале жители могут не понимать ценность стрит-арта, считать это актом вандализма, то, когда они видят готовый проект, который визуально понимают, становятся сторонниками и защитниками такого творчества. Здесь все объясняется временем и практикой. Но для этого нужно проделать работу - одними разговорами не переубедить.

Как защитить арт и уберечься от коммунальщиков?

Единственная защита от коммунальных служб – согласование. В каждом городе оно происходит по-разному. Но любые поверхности кому-то принадлежат, а значит, у этого кого-то надо получить разрешение: у собственника, жителей дома или комитета по культуре. Любой арт-объект рискует быть закрашено или испорчено. Бывают случаи, когда коммунальщик приходит закрашивать работу, а потом сам связывается с художником и не даёт работе исчезнуть. STENOGRAFFIA в этом повезло – у проекта иммунитет. Его работы берегут. STENOGRAFFIA занимается проектом по защите артов – «STENOGRAFFIA_REVISION». Этот проект появился, когда стало понятно, что многие работы, особенно с первых фестивалей, уже теряют первоначальный облик, но сохраняют свою ценность.

Вообще, реставрация уличного искусства – неизведанное поле. Нельзя просто взять и перенять техники восстановления картин. Непонятно, кто должен заниматься работой: сам художник или подрядчик. Главное, надо же сохранить работу и одновременно не навредить идеи автора.

Как вандалу стать художником?

Вандалы – это не всегда хулиганы. Они могут быть неравнодушными людьми, у которых нет возможности реализации. У STENOGRAFFIA был случай, когда парень украл со склада краску, которая была нужна для проекта. Потом он раскаялся и решил искупить свой поступок волонтерством на фестивале.

Фестиваль старается всем художникам дать ресурсы для генерирования качественного искусства. Вандализм – это энергия, которой не хватает вектора развития. В субкультуре райтеров есть иерархия отношений. Если у «главных» будет понимании ценности созидания и развития городской среды, есть шансы минимизировать проявление грубого вандализма. Но это не значит, что не будет тегов. Они как лианы в джунглях, с ними невозможно бороться до полного исчезновения. Но можно уменьшить их количество. Не надо запрещать рисовать теги – нужно настраивать коммуникацию. Понимать, почему люди это делают, и давать им возможности создавать искусство, достойное любви зрителей.

Какие есть тренды российского стрит-арта в эпоху цифровизации искусства?

Уличное искусство в России всегда склонялось к нарративу. Большинство наших художников известны именно своими фразами: знаменитый по всему миру Тимофей Радя создавший арт «Я бы обнял тебя, но я просто текст». Если говорить о глобальном, нарративная составляющая превалирует во всём российском искусстве. Один из новых трендов, который сказывается на визуале – выход дизайнеров на улицы. Они работают с графикой и изображением в цифровом поле. Перенести их дизайн на фасады зданий не составил труда – у ребят есть база проработанного креатива. При этом они активно используют технологии. Дроны и нейросети становятся инструментом наравне с банками и кистями. У STENOGRAFFIA и Яндекс есть совместный проект «Нейронный стрит-арт», в котором нейронная сеть воссоздала фреску IV века на стене дома.

Важная миссия художника – это интерпретация сложных, пугающих технологических вещей широкой аудитории. Художник – проводник, он объясняет своим творчеством, что порабощение всего человечества искусственным интеллектом – это фантастика. А реальность в том, что технологии генерируют искусство.

Каким будет будущее стрит-арта?

Сейчас во многих городах России стали проходить фестивали уличного искусства. Стратегия STENOGRAFFIA как трендсеттера в этом направлении – перейти к проектам на стыке искусства и технологии, искусства и науки. Люди уже начали принимать стрит-арт не как нечто враждебное, а как способ изменения среды. Но одно и из ключевых направлений, с которым должен работать стрит-арт, заключается в рассказе людям об уличном искусстве. Когда есть понимание, появляется поддержка, а значит и развитие идёт быстрее. Следующим этапом развития стрит-арта будет своего рода становление гражданского общества, когда люди в любом месте страны будут преображать территорию своего города и заботливо к ней относиться. Сейчас уже есть потенциал. Не просто так же появляются лебеди из шин. Просто пока непонятно, что и как делать. Когда у активных жителей города появятся инструменты, они присоединятся к уличным художникам.

STENOGRAFFIA

Фото предоставлены пресс-службой форума "Таврида"