Там, где никому не снятся сны: Константин Гребнев

Совсем скоро в Московском музее современного искусства откроется выставка проекта "Мастерская" под названием "Там, где никому не снятся сны: от священной географии к не-месту". Как ясно из названия, кураторская группа предлагает молодым художникам подумать о географии жизни общества, о роли места и не-места в жизни каждого из нас. Мы поговорили с участником выставки Константином Гребневым о пустынях, 3D моделировании реальности и вдохновении.

Константин Гребнев учился в Московском Гуманитарном Университете, Британской  Высшей Школе Дизайна и Школе современного искусства  «Свободные мастерские».Принимал участие в выставочных проектах Государственного Музея Востока и Музея «Царицыно», победитель конкурса «Пейзажная коллекция. Пятая ежегодная премия SeeMe», Лувр, Париж. Участник параллельных программ Биеннале молодого искусства 2014, 2016 года и других выставок.

Дмитрий Щербаков: Расскажи о своих работах. Откуда возникла идея создать эту серию?

Константин Гребнев: Честно говоря, меня подтолкнула к этому сама технология цифрового сканирования пространства. Но, как ни странно, все началось с люстры Кабакова. Мы как-то сидели в его мастерской с друзьями, пили чай, болтали. Я просматривал разные фотоприложения на телефоне, одно из них создавало простую 3D модель онлайн: нужно было только сфотографировать предмет с разных точек, передо мной висела люстра, и я сфотографировал ее. Это не была 3D модель в обычном понимании, то есть созданная изначально на компьютере, это был реальный предмет, перенесенный в цифровое пространство. Мне дико понравилась эта идея, я стал изучать технологию и экспериментировать с «оцифровкой» не только предметов, но и зданий, городских пространств, а потом и с людьми. Надо сказать, что видео-работа, которая представлена на выставке - это часть большего проекта, которым я сейчас занимаюсь. 

"В пространстве памяти". К. Гребнев. 2017. Серия принтов и видео

Д.Щ.: Стена дома , сугробы - что это за место? Этот человек с портфелем - кто он? 

К.Г: По большому счету, это не имеет значения. На самом деле, это всего лишь формальные образы пространств, в которых мы живем, и которые окружают нас ежедневно. Мы можем обращать на них свое внимание, а можем и не замечать вовсе. Если приглядеться, то можно увидеть там не стену дома, а ограждения для реконструкции городских зон, которыми наш город стал заполняться еще с весны. И человек с портфелем - это тоже образ человека живущего в городе. Это мой друг, которого я попросил поучаствовать в проекте

Д.Щ.: Как происходит "оцифровка реальности". Какие технологии ты используешь?

К.Г.: Я использую фотоаппарат и программное обеспечение для 3D моделирования. Сначала снимаются панорамы объектов в пространстве, а потом из них составляется модель, с которой можно работать дальше.

Д.Щ.: Насколько, по твоему мнению, вообще оправдан этот хайп вокруг изменения реальности при помощи цифровых технологий? Ведь мы по-прежнему находимся в реальной среде и предпочитаем живое общение или мы просто не замечаем этих изменений?

К.Г.: Да, об этом все больше говорится и обсуждается. Научно-технический прогресс ускоряется постоянно и развитие цифровых технологий только этому способствуют. Несомненно, это влияет на наше мышление, а значит и на нашу жизнь. Тотальное замещение объективной реальности на виртуальную предрекается некоторыми футурологами, такими, например как Реймонд Курцвейл, и совсем скоро. Хотя, лично мне верится в это с трудом. Для меня важнее всего сейчас вопрос места человека в этой бесконечно развивающейся среде - сознательности и этичности использования цифровых технологий. Ведь порой уже становится совершенно непонятно, кто кого использует - человек технологию или она его.

"В пространстве памяти". К. Гребнев. 2017. Серия принтов и видео

Д.Щ.: Насколько я знаю, ты часто путешествуешь по пустыням. Какова цель этих поездок? В каких местах ты любишь бывать? 

К.Г.: Да, мне нравятся пустыни и другие безлюдные пространства, люблю их снимать - это места практически без информационного влияния из вне и находиться там - это совершенно особенное ощущение. Я бы назвал его переживанием пустоты. Наверное, за этим переживанием я и еду туда. 

Д.Щ.: Творчеством каких авторов ты вдохновляешься?

К.Г.: Наверное, это самый сложный вопрос. У меня нет настоящих кумиров, не знаю хорошо это или плохо… В разные периоды жизни меня вдохновляют разные люди, их идеи, поступки и творчество. Придумывая эту работу, я смотрел французское кино 50 - 70-х годов: Франсуа Трюффо, Жан-Люка Годара, Бернара Кейзана. Многие их герои отчуждены от окружающего мира, но при этом они прибывают в моменте своих собственных жизней, а мир движется вокруг них каким-то совершенно своим путем. Порой весь этот мир становится для них «не-местом» в терминологии Марка Оже.  Думаю отчасти мне знакомо это состояние и это, конечно, влияло и в каком-то смысле вдохновляло на создание работы.

Работа из серии landscapes. К. Гребнев

Д.Щ.: Если местом для нас является часть пространства, наделенная нашими воспоминаниями о нем, то что же за не-место ты изображаешь в своей работе? Похоже ли это на какие-то бессознательные переживания или дежавю , которые мы иногда испытываем, попадая в какое-то место ? Или же это про то , что мы не замечаем и отбрасываем из памяти в ежедневной рутине (например, лица попутчиков, дорогу до очередного места деловой встречи, то есть все, что ускользает из нашего внимания , потому что мы слишком погружены в себя)?

К.Г.: Мне кажется, в конечном счете это видео можно интерпретировать по-разному. Мне хотелось показать  выхваченный момент из потока нашего восприятия, как-бы срез процесса сознания и рассмотреть его со всех сторон, как скульптуру.  Это процесс нашего внимания и памяти, и здесь работа компьютерных алгоритмов по сборке 3D очень похожа на работу человеческого мозга во время  маркирования знаков и возможностей на ошибку.

Д.Щ.: Сейчас в Москве идет много строительных работ, сносятся здания, убираются рекламные щиты и палатки... Мне кажется, сейчас столица стала тоже немного напоминать пустыню. Тебе здесь уютно?

К.Г.: Москва - город сложный и интересный.  Мне нравится здесь жить, но по ощущениям это как раз полная противоположность пустыне. Да она становится более просторной для пешеходов, но от этого не менее информационно перегруженной,  а замена рекламных щитов на это безумное украшательство и снос зданий, а то и целых кварталов, уж точно не сделает этот город более уютным. 

Д.Щ.: Что поднимает тебе настроение?

К.Г.: Наверное, путешествия.  Вообще, предвкушение чего-либо нового всегда повышает настроение. Особенно это чувствуется, когда ты отправляешься туда, где еще не был. 

Работа из серии landscapes. К. Гребнев
  • Работа из серии landscapes. К. Гребнев

Над интервью работали Дмитрий Щербаков, Мария Назарова

Фотографии предоставлены Константином Гребневым