Текст и фото: Наталья Шкуренок
Титан остановился во дворе Эрмитажа
В Большом дворе Зимнего дворца открылась выставка «Ли Уфан: Трость титана», организованная Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа в рамках проекта «Скульптура во дворе».
До конца лета этого года все гости Эрмитажа смогут увидеть одну из наиболее известных композиций Ли Уфана – «Трость титана». Гигантский природный камень весом в 9 тонн и металлический посох, под стать ему по размерам и весу, проведут во дворе Зимнего дворца в открытом доступе почти полгода, что позволит оценить ее не только посетителям музея, но и всем, кто любит просто гулять по набережным и площадям Петербурга.
-Здесь, в этом дворе, работа воспринимается как оммаж Эрмитажу, как разговор с архитектурой Растрелли, как разговор с цветом и формой, - сказал Дмитрий Озерков, руководитель Отдела современного искусства Государственного Эрмитажа на открытии скульптуры. – Помимо этого есть такой скрытый оммаж, не очевидный, но существенный – я говорю о картине Николя Пуссена «Пейзаж с Полифемом». В верхней части, на горе, сидит Полифем, который положил свой посох на скалу, а сам играет на флейте, а внизу, на переднем плане, нимфы и сатиры внимают ему. Работа Ли Уфана отсылает к этой картине, которая находится в собрании Эрмитажа.
Скульптурная композиция Ли Уфана установлена во дворе Зимнего дворца перед входом в музей, между стеной и бордюром, опоясывающем небольшой внутренний сад. Место для установки выбрал сам художник, и так совпало, что именно там в свое время выставляли свои работы Маркус Люперц, Тони Крэгг, так что для масштабной уличной скульптуры это место уже намолено. Кроме того, такой непосредственный, буквальный диалог между современным искусством и традиционным, между созданной человеком архитектурой и природными объектам – характерный стиль Ли Уфана: композиция «Посох титана», например, была выполнена им в 2014 году для парков и садов Версаля, и была установлена там на открытом пространстве перед Большим дворцом. В 2011году на острове Наосима был открыт музей Ли Уфана, где большинство скульптурных работ располагаются под открытым небом.
По словам самого мастера, эта его работа – про гармонизацию пространства, про тишину, она призвана остановить время, и хорошо, что ее установили в таком месте, где постоянно находятся люди, которые смогут остановиться возле композиции в созерцательном размышлении.
-Соединение камня и металла олицетворяют соединение природы и индустриального общества, – расказал Ли Уфан. – В наше время природа и индустриализация не всегда находятся в гармонии, это призыв остановиться, оглянуться, почувствовать умиротворение, может, извиниться перед природой, которую мы эксплуатируем. Представьте себе сцену: путник шел, устал, остановился отдохнуть, присел у камня и положил на него посох. А во дворе Эрмитажа работа приобретает дополнительный смысл – здесь культура и природа выступают в гармонии.
Художник, скульптор, писатель и философ Ли Уфан родился в 1936 году в Южной Корее. В конце 1960-х годов о нем заговорили как об одном из наиболее ярких сторонников теории и практики авангардистского течения «Mоно-ха» («Школа Вещей»). Последователи моно-ха, уделяя особое внимание не экспрессии и интервенции, а отношениям между материей и чувственным восприятием, создавали свои произведения из необработанных материалов, подвергавшихся минимальному воздействию. Ли Уфан, будучи этническим корейцем, в 20 лет эмигрировал в Японию, где учился на философском факультете Токийского университета. С тех пор он не возвращался на постоянное жительство в Корею: его мастерская находится в Нью-Йорке, значительную часть жизни он проводит в поездках по странам Европы и Азии. За последние десятилетия персональные выставки Ли Уфана состоялись в Токио, Сеуле, Лондоне и Париже; его работы многократно включались в групповые выставки музеев Гуггенхайм, галереи Tate Modern, в Королевских музеях изящных искусств Брюсселя, во Франции, Германии.
На вопрос – почему именно эту работу он привез в Петербург, Ли Уфан ответил, что для него это город с богатейшей историей, он величествен, но прост одновременно. И что когда наступит теплое время года, его произведение будет производить совсем другое впечатление – солнце, зелень вокруг когда вокруг будут наполняться его другим светом и красками.
-Меня часто спрашивают – в чем разница между европейской и восточной культурами? – поделился Ли Уфан своими размышлениями с ArtУзлом. – Раньше мне было просто ответить на этот вопрос, можно было просто сказать – Азия живет в гармонии с природой, не так быстро, более задумчиво, а Европа все подчиняет потребностям человека. Но сейчас в мире происходят совсем другие процессы: Европа, наоборот, больше думает о природе, а Азия – индустриализируется, мир меняется, становится многообразнее. Так что я надеюсь, что мои работы в таком городе, как Петербург, помогут развить диалог культур, мировоззрений, диалог между человеком и природой.