«Трансфигурация» в Москве

Текст: Маша Машкевич

Фотографии предоставлены галереей "Триумф"

С 17 февраля по 11 марта гости галереи «Триумф» смогут увидеть работы современной украинской художницы Оксаны Мась на выставке «Трансфигурация». Работы из разных серий представлены широкой публике на двух этажах галерейного пространства, курировала выставку Кристина Краснянская. 

«Сегодня происходит переосмысление социальных проблем, ряда тем, связанных с историей, природой, экологией, насилием, расизмом, мировым голодом, загрязнением окружающей среды. Художники подходят ко всему этому многообразию тем мультимедийно – средствами живописи, инсталяции, фотографии, а также средствами видео» 

Акилле Бонито Олива 

Арт-критик,

Теоретик трансавангарда

Оксана Мась – украинская художница, живет и работает в Испании. Она стала известна благодаря серии панно из деревянных яиц-писанок. Творчество Оксаны смело можно назвать философскими исканиями, неразрывно связанными с художественными поисками и экспериментами.  

Нынешняя выставка в галереи «Триумф» позиционируется как работа художника – метамодерниста, размышляющего на тему культурных, социальных и духовных взаимосвязей в современном обществе. На первом этаже выставки показаны работы из серии «Биоморфный реализм». В описании к картинам указано, что «художник воспроизводит спектр цветовосприятия трёхлетнего». Оксана сквозь полихромную призму глаза ребёнка погружает зрителя в красочный флуоресцентный мир. «Метамодернизм решил отказаться от абсолютизации отдельных понятий. Иными словами, объект познания этого направления – целое во всём его многообразии, а идеал «искренности» — ребенок, отождествляющий себя с миром.» [цитата с сайта metamodernizm.ru, текст "Культурный процесс и проблема сверхчеловека в осмыслении метамодернизма" Валерия Горюнова - прим.ред.]

Вторая часть выставки менее красочная. Многим может показаться, что в ней есть нечто от «Чёрного квадрата» Малевича. В данном случае этот образ используется как символ обнуления, квадрат для современного художника давно уже стал своеобразной точкой отчёта. 

Также на выставке представлены работы из проекта «Духовные города». Данный проект стал итогом рассуждения Оксаны Мась о сути мировых религий. В итоге, все дома Бога: мечети, синаноги и церкви образуют обще сакральное пространство на акриловых полотнах художницы. Автор стремиться дать понять своему зрителю, что эти древние сооружения служат накопителями и хранителями человеческих умов и душ. 

«Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе, каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и если Волной снесет в море береговой Утес, меньше станет Европа, и также, если смоет край Мыса или разрушит Замок твой или Друга твоего; смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, и потому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе».» Написано в эпиграфе знаменитого романа Эрнеста Хемингуэйя. Храмы в работах Оксаны Мась также оповещают всех и каждого о стремлении к высшему единению. 

Стоит отдельно отметить работу куратора. Кристина Краснянская верно выстроила экспозицию и заняла позицию медиатора, позволив зрителю окунуться в мир художницы и оценить новую выставку. Зритель не уходит из галереи разочарованным или обманутым. Он духовно обогащён и готов идти дальше к открытию собственных глубин.