Умер художник Оскар Рабин

Я сравнил бы Оскара Рабина с Густавом Курбе, 
который повалил Вандомскую колонну - символ абсолютизма.
Так и Рабин был легендой неофициального искусства, которое
повалило невидимую колонну советского официального искусства.
Леонид Соков. "Эти странные семидесятые, или Потеря невинности: Эссе, интервью, воспоминания"

Перевод пресс-релиза: Юлия Крышевич

Фото обложки: фотография со страницы в facebook Оскара Рабина

Во Флоренции на 91 году жизни скончался художник Оскар Рабин. Он умер в среду, 7 ноября. Об этом на своей странице сообщила Елизавета Шагина, куратор его выставки "Два пути" во Флорентийском филиале Санкт-Петербургского Государственного Академического Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, которая откроется для зрителей 9 ноября. Над ней художник работал до самой кончины. Ниже мы приводим перевод пресс-релиза. 

Выставка "Два пути" посвящена двум художникам -  Оскару Рабину и Татьяне Лысак-Полищук. Цель проекта — показать зрителю два совершенно разных пути творческого становления художников. Первый путь предполагает радикальный разрыв с устоявшейся традицией в живописи, провокацию и поиск новых средств художественного выражения. Во втором —художник использует традицию классической школы как основу, которую можно совершенствовать и адаптировать под язык автора. 

Первый путь, сложный и насыщенный как и личная жизнь художника, принадлежит Оскару Рабину. В конце 50-х — середине 60-х художник жил в бараке в Лианозово, недалеко от Москвы, в 1974 году он организовал известную "Бульдозерную выставку", а в 1978 иммигрировал во Францию, так как был лишен советского гражданства из-за участия в акциях и выставках независимого искусства, строго запрещенного на территории СССР. Художник, чье имя неразрывно связано с историей развития неформального искусства в советской России, всегда сопротивлялся догме, отстаивая право на свободу творчества. Оскар Рабин был одним из главных представителей отечественного нон-конформизма — направления, порывающего с традицией соц.реализма, столь популярного в советскую эпоху. В своем творчестве Рабину удалось создать уникальную иконографию. Образы в работах относятся к одному из периодов жизни художника: мрачному советскому или легкому, но не конца принятому Рабиным французскому периоду. На выставке во Флоренция будут показаны более современные произведения живописца.

Татьяна Лыссак-Полищук выбрала для себя второй путь: она никогда не отказывалась от традиционного художественного языка и академического стиля, предложенного ее alma mater — Санкт-Петербургским Государственным Академическим Институтом живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. Ее картины, как и произведения супруга, Оскара Рабина, несут в себе субъективное видение автора. Татьяна Лыссак-Полищук работает в направлении импрессионизма — впечатление выступает мотивом, характеризующим намерение художницы.  Ее художественный язык постоянно дополняется новыми значениями благодаря впечатлениям, полученным от новых встреч, путешествий, знакомств с разными культурами. Для Татьяны Лыссак-Полищук классическая школа Академии выступает основой, благодаря которой художница строит свои отношения с миром искусства. Еще во время обучения она остояла право на авторскую манеру, соединяя в творчестве азы реализма с монументальной живописью и художественными традициями серебряного века и экспрессионизма. 

Работы двух совершенно разных художников показаны на выставке вместе — словно пути живописцев, которые пересеклись на определенное время в Париже. Если для Оскара Рабина переезд во Францию стал вынужденным решением, Татьяна Лыссак Полищук навестила столицу по собственному желанию: сначала как участник резиденции Cite des Arts (Центр искусств в Париже), затем как независимый художник. Встреча с Оскаром Рабиным и знакомство с его творчеством повлияло на серию работ Татьяна Лыссак-Полищук — картины представлены на выставке.

"Два пути" — это проект, повествующий о двух жизнях, о двух траекториях движения к уникальному стилю, которые иногда пересекались. На открытии выставки 8 ноября должна была пройти встреча с художниками Оскаром Рабиным, Татьяной Лысак-Полищук и куратором Елизаветой Шагиной, но судьба распорядилась иначе.