В Екатеринбурге фестиваль «ЧО» подвел итоги сезона «Город в лесах»
Фестиваль «ЧÖ» проводится с августа 2021 года по апрель 2022 совместно с Уральским Филиалом ГМИИ им. А.С.Пушкина (ГЦСИ в Екатеринбурге).
Итоги в цифрах:
- 7 арт-объектов (6 оффлайн и 1 цифровой);
- 30 мероприятий публичной программы;
- более 5500 посетителей;
- более 500 публикаций в городских и федеральных СМИ;
- более 3.5 млн ₽ привлеченных средств за счет партнеров и грантов.
Итоги в людях:
В декабре 2021 года был проведен опрос жителей Екатеринбурга с помощью системы Яндекс.Взгляд и вот, что они ответили:
- 62% ответили, что у них повысился интерес к истории Екатеринбурга после знакомства с фестивалем.
- 57% ответили, что у них повысился уровень локального патриотизма (стали больше гордиться Екатеринбургом или Уралом) после знакомства с фестивалем.
- 77% считают, что фестиваль способствует формированию комфортной городской среды.
- 87% считают, что фестиваль способствует повышению качества жизни в Екатеринбурге.
Гид по объектам и площадкам фестиваля:
_1702
ХУДОЖНИКИ: Рома Бантик и Витя
ЛОКАЦИЯ: МЕГА Екатеринбург
«_(1702)» ‒ тотальная инсталляция из абстрактных алюминиевых полотен. Материалом здесь выступают вышедшие из строя моторы, двигатели, поршни, а также 7.000 алюминиевых банок, собранных на станции «Разделяй с МЕГОЙ», расплавленные в печи завода при температуре 777° и обретшие вторую жизнь.
Традиционно годом рождения Екатеринбурга считается 1723-й, однако уже в 1702-м на нынешней территории района Уктус была возведена плотина, давшая начало первому промышленному предприятию в черте современного города. Как инженерное сооружение, плотина преобразует силу стихии в энергию, приводящую все механизмы в действие. Заканчивается ли действие энергии после того, как из-под кричного молота выходит железо? Или промышленное изделие, прослужив человеку свой срок и отправившись на переплавку, продолжает свой путь в новой вещи? Рома Бантик создаёт для фестиваля «ЧÖ» самое масштабное произведение в своей практике.
Объект доступен сразу в двух измерениях: офлайн в парке «МЕГА» и онлайн в формате видео-документации с места, где 300 лет назад руда превращалась в металл. Инсталляция «_(1702)» стала основой музыкального перформанса саунд-художника Вити Курцвайля. Чтобы стать частью звукового ландшафта, зрителю необходимо всего лишь сделать шаг вглубь объекта.
ВОЛШЕБНАЯ ГОРА КАЧКАНАР
ХУДОЖНИКИ: Анна и Виталий Черепановы
ЛОКАЦИЯ: Презентация самого мобильного объекта фестиваля состоялась в ККЦ «Омега», а уже в этом сезоне гора отправится в путешествие по городам Свердловской области)
«Волшебная гора Качканар» – первый реализованный объект из проекта игровой зоны «Парк Вольный». В карманах на склонах надувной горы спрятаны «ископаемые», созданные художниками совместно с детьми и их родителями в рамках творческого лагеря, который проходил с 25 по 29 августа во дворе ГЦСИ в Екатеринбурге. Кроме Анны и Виталия Черепановых занятия в лагере проводили художница Ксения Маркелова, коллектив художников «Хо Гуй», а также специалисты по геологии, минералогии и мультипликаторы студии «Светлые истории».
Постоянная добыча ресурсов приводит к изменению ландшафта и истощению природы. Чтобы сделать шаг в сторону замедления этих процессов, художники предлагают переключиться с «добычи» на переработку и осмыслять всё, что считается мусором, как ресурс. Поэтому вложенные в гору «ископаемые» были изготовлены из старой одежды, сломанных игрушек, порванных бус и т.д. – переработанный мусор снова стал частью «целого» мира.
«Волшебная гора Качканар» – это мобильный объект, что иллюстрирует новый, более экологичный подход фестиваля к перенасыщенной городской среде.
Созданный участниками мультфильм можно посмотреть по ссылке.
НАДУВНЫЕ КОЛОННЫ
ХУДОЖНИКИ: Арт-группа «Художественное уединение»
Московская группа «Художественное уединение» (Илья Вознесенский, Олег Елисеев, Алексей Кононенко, Ирина Корина, Евгений Куковеров, Ольга Петруненко), образовавшаяся во время подготовки проекта «ЧА ЩА. Выставка в лесах» в сентябре 2020 года, продолжает заниматься сотворчеством. Громкие имена авторов зритель часто встречает в музеях и галереях, а вот тонкие и ироничные проекты коллектива, похоже, что программно, в ландшафте.
«Надувные колонны» — яркий пример анекдотического, абсурдного произведения. Ведь колонны, прежде всего, — утверждение мощи и изобретательности человека, способного возводить в подвижном природном мире незыблемые, статичные вертикали. Проект создан и впервые показан в арт-резиденции фонда искусств «Голубицкое» в Анапе. Воссозданная античная колоннада методами современной рекламы оставляет простор для интерпретаций, а для жителей Екатеринбурга, следящих за новостной лентой местных СМИ, с одной стороны, иронично напоминает, что надувным может быть не только искусство, а с другой позволяет вспомнить актуальные здесь в исторической перспективе «обогащение конструктивизма», неоднозначные реконструкции образцов советского модернизма, а также недавние факты солидаризации локального сообщества против сносов и строительства объектов в историческом центре города.
ТРИБУНА ПОЭТА
ХУДОЖНИК: Эдуард Кубенский
ЛОКАЦИЯ: Парк Маяковского
«Трибуна поэта» была задумана Эдуардом ещё в 2013 году, но именно сейчас, вспоминая строчку, Евгения Евтушенко: «Поэт в России - больше чем поэт», понимаешь значение реализации проекта в сегодняшнем дне. Мыслимый как общественное пространство, объект задаёт новую функцию месту, и послужит всем творческим людям Екатеринбурга. Есть надежда, что после благоустройства прилегающей территории, трибуна уже следующей весной станет точкой притяжения посетителей, и «культура» в названии парка будет равнозначна «отдыху».
В рамках презентации объекта и прошли публичные чтения стихов от известных горожан Екатеринбурга: директора арт-галереи Ельцин Центра Ильи Шипиловских, поэта Наум Блика и поэтессы Еганы Джаббаровой.
«Со времен Древнего Рима трибуна — место, где протекает и осуществляется политическая деятельность. Трибуна поэта — место, где протекает и осуществляется поэтическая деятельность.
ТРИБУНА ПОЭТА — НИКАКОЙ ПОЛИТИКИ!»
© Э. Кубенский
ПРИЗРАК ЛЕСА
ХУДОЖНИК: Алексей Мартинс
ЛОКАЦИЯ: Юго-западный лесопарк (Амундсена-Объездная)
Актуальная во все времена для этого региона проблема лесных пожаров стала очевидна жителям Екатеринбурга и близлежащих населённых пунктов летом и осенью 2021 года. Едкий смог, заполонивший улицы, вошедший в гости без спроса - лишь эхо природных катаклизмов, следствие засушливой погоды, и неосторожного обращения с огнём.
Проблема, воспринимаемая сейчас в большей мере, как экологическая, ещё в 19 веке, когда лес служил главным строительным материалом и топливом для предприятий, была в первую очередь экономической. Поиском путей её решения занимались учёные, которые заложили принципы пользования и восстановления лесов, актуальные и сегодня, а художники, как Алексей Денисов-Уральский, работая с сюжетом лесных пожаров, создавали зрелищные живописные полотна, где масштаб катастрофы воспринимался зрителями на физическом уровне.
В сегодняшнем дне красноярский художник Алексей Мартинс своей практикой обращается к специфическому кругу материалов, техник и сюжетов, выявляющих сложные взаимоотношения между цивилизацией и природой. Из старых, бывших в употреблении деревянных досок, хранящих память и о диком лесе, и о тепле жилища, он собирает эффектные и загадочные зооморфные скульптуры. В объектах серии «Призраки» деревянный брус образует интенсивную форму с неустойчивой границей, подчёркивая идею о постоянном взаимообмене с окружающим миром.
Призраки существуют как отдельные произведения, так и участвуют в других проектах художника, обрастая новыми смыслами. Для уральского фестиваля паблик-арта «ЧО» Алексей создаёт «Призрак леса»- поэтическую интерпретацию графика лесных пожаров области в период с 2010 по 2020 годы.
СТУПЕНЧАТЫЙ ЧЕЛОВЕК
ХУДОЖНИК: Сергей Лаушкин
ЛОКАЦИЯ: Каменные Палатки
Ступенчатые ритмы в творчестве Сергея Лаушкина занимают особое место уже не первый год. Художник видит их в теле человека, архитектуре и окружающем нас пространстве. Сидящая фигура была одним из первых серьёзных экспериментов автора в поиске пластических решений, позже перешедших в пространство холста. Сергей формирует новую визуальную мифологию Екатеринбурга, и интерпретирует своё открытие так:
«Сидящий человек в профиль напоминает ступеньку. А когда он идет, он не падает потому, что успевает выставить ногу вперед и не просто ногу, а «ступеньку», состоящую из колена, голени и стопы. Так происходит движение по горизонтали, но, чтобы подниматься или опускаться, то есть «двигаться по вертикали», человек придумал продолжение себя — ступени. Создал их на подходящую ширину для стоп и доступную высоту для удобного подъема ног. Теперь он свободно может подниматься, в прямом и переносном смысле. Пребывая в «зоне ступеней», человек «подчиняется» её законам, здесь все ритмы многократно усиливаются.»
Спустя почти десять лет после задумки скульптура нашла своё место рядом с гранитным амфитеатром, оборудованном в советское время на Шарташских каменных палатках - геологическом и археологическом памятнике природы, который ещё на рубеже XIX и XX веков был под угрозой. Здесь должна была появиться очередная каменоломня, ведь гранитные пласты палаток были очень удобны для использования в качестве плит для тротуаров и фундаментов активно растущего и развивающегося Екатеринбурга.
И сегодня, всего в нескольких километрах от этого места, гудит карьер, а добываемое сырьё становится новыми и новыми ступенями.
КИНОСУББОТНИКИ
ЛОКАЦИЯ: кинотеатр «Заря»
В рамках публичной программы уральского паблик-арт фестиваля «ЧО», в кинотеатре «Заря» прошла серия киносубботников, на которых активные жители собрались, чтобы помочь с ремонтом кинотеатра, познакомиться друг с другом, а после посмотреть вместе кино.
«Тема фестиваля этого года — Город в лесах раскрывается не только через проекты художников. Выбранное словосочетание отсылает и к историческому контексту (вокруг города лес), и к процессам, происходящих прямо сегодня (здания закрывают лесами для ремонта, строят новые дома). Возможно, в соседнем дворе создают уникальную роспись фасада или устанавливают яркий художественный объект в шаговой доступности от вас.
Один из процессов, на который обращает внимание фестиваль «ЧО» — перезапуск кинотеатра «Заря», важную роль в котором играют местные сообщества и активные жители города. Полное надежд планирование, томительное ожидание перемен и радость реализации — эмоции, из которых состоит бесконечная стройка Екатеринбурга.
Бескорыстность и энтузиазм, движущие людьми в моменты совместной работы на общее благо, как нельзя лучше пойманы в советском кинематографе, причем в фильмах, которые редко встретишь на телевизионном экране в праздничные дни, но обязательные к просмотру: «Новая Москва», режиссёр Александр; «Дайте жалобную книгу», режиссёр Эльдар Рязанов; «Черемушки», режиссёр Герберт Раппапорт.
Киносубботник — это не только точка объединения людей, но и компаний: компания Tikkurila предоставила для мероприятия грунтовку и краску, «Премьер зал» помог с предоставлением прав на показ фильма.
В рамках фестиваля прошло 5 киносубботников, участие в которых приняло более 100 человек.
ИСТОРИЯ СОЛИДАРНОСТИ В ЕКАТЕРИНБУРГЕ
ЛОКАЦИЯ: кинотеатр «Заря» и публичная библиотека ГЦСИ
КУРАТОР ПРОЕКТА: Полина Иванова, архитектор, исследовательница города и участница арх-группы PODELNIKI, занимающейся сохранением Белой Башни на Уралмаше
Цель проекта - выявить влияние сообществ на формирование городской среды Екатеринбурга.
Проект состоит из двух частей: серия еженедельных исследовательских семинаров, которые прошли в рамках сезона «Город в Лесах», и выставка по их итогам, которая запланирована в 2022 году. В рамках проекта прошли встречи, посвященные религиозным и благотворительным объединениям прошлого; сообществам занимавшимся творчеством и просветительской деятельностью, общинам экспатов и репатриантов.
Куратор Полина Иванова о проекте «История солидарности»:
«Сегодня тема городских сообществ и вовлечения жителей очень актуальна. Но городские сообщества появились не вчера. На протяжении всей своей истории граждане Екатеринбурга объединялись чтобы помочь друг другу, решить общие проблемы и сделать город лучше. Мы хотим собрать истории сообществ прошлого, увидеть, что они оставили нам».
Жители меняют город вместе:
«Нам важно показать, что значимые изменения в городе происходят не по воле одного человека или в течении плановой деятельности государственного аппарата. Отойти от представления, что город развивался только системно, в соответствии с принятыми на высоком уровне решениями. Нам важно увидеть тень — стихийные, самовольные, самоорганизующиеся процессы и их влияние на общую среду. По-настоящему важные, «культовые» места создаются сообществами граждан. И речь не только о вовлечении жителей в текущий процесс строительства и обустройства города, а о изначально гражданской инициативе».
Город помнит жителей:
«Нам важно показать, что здания, пространства и топонимы ценны не только потому, что они являются свидетельствами эпохи. Городская среда возникла не сама собой, она является свидетельством коллективных усилий горожан. Мы надеемся обнаружить что какие-то сообщества существуют в городе непрерывно уже многие годы, или наследуют деятельности сообществам прошлого».
Соцсетях фестиваля: VK, Телеграм.
Календарь публичной программы на TImepad по ссылке.