В Красноярске с 23 сентября открывается параллельная программа XV Красноярской биеннале «АВЕНИСЕЕСИНЕВА»
Концепция XV биеннале: Названием XV биеннале стал уникальный палиндром (читается туда и обратно): «АВЕНИСЕЕСИНЕВА»
- Енисей — символ локальности
- Синева — метафора глобальности
Путешествуя с севера на юг и с юга на север по «енисейскому меридиану», художники и кураторы исследуют синеву иных начал в искусстве и географии. Получившиеся произведения представлены в основном проекте, параллельной программе, двух лабораториях и коммуникациях с посетителями.
Основной проект биеннале ожидается в октябре, его предваряет параллельная программа «Идущие к реке» в Музее красноярского водопровода и Речном клубе «Остров» у маяка на острове Отдыха.
•23 сентября в 17:00 в Речном клубе «Остров» (Остров Отдыха, 15/5) состоится публичное открытие – можно будет посмотреть объекты художников и перформанс;
•объекты в Музее красноярского водопровода можно будет увидеть только с экскурсией, музей находится на закрытой территории острова Посадный. Информацию об экскурсиях можно посмотреть на сайте биеннаде по ссылке.
•часть проектов разместятся в Музейном центре «Площадь Мира».
Параллельная программа биеннале состоит из серии художественных исследований акватории Енисея молодыми российскими художниками. Уличные объекты, акции, интервенции в музей водопровода и городскую среду, саундскейпы и мистификации – в таких форматах представят художники результаты погружения в тему.
Самоорганизованный «Институт водных исследований», в который вошли 4 куратора и 12 художников из разных городов, провел это лето в Красноярске, пристально изучая Енисей. «Идущие к реке» – манифест возвращения к нечеловеческому, очищения, новых отношений между человеком и рекой. Художники работали с рекой как с гиперобъектом и «архиископаемым» в его связи – с человеком, историей, сверхъестественным и другими гиперобъектами. И методы их были на стыке науки и магии: дрейфы, документация, археология, рентгенограммы, ритуальные обряды и мистификации.
Полевые работы художники проводили на острове Отдыха, острове Посадном и акватории Енисея и его притоков. Красноярцы (Женя Иль, Алина Долбилина, d3mark0) словно в ретрофутуристической лаборатории разгадывали тайны острова Отдыха – нашли архив любителя самолетов, обнаружили кратеры с неизученной магмой и картировали останки гидроавиабазы и ее обитателей. Анатомию реки изучали методом рентгенограмм и звукозаписи на острове Посадном и в окрестностях Красноярска. Лара Федотова фотографировала лунным светом «скелет» речного ландшафта. Аудиохудожники прослушали гидрофонами Енисей на стыках с ГЭС, камнями, инородными телами, и его мелкие притоки ((Валентин Рогозин, Константин Росляков, Егор Клочихин, Екатерина Бычкова). Обряд очищения реки раскаленным оловом совершили и задокументировали «НИИ собачьих дел».
Проекты, представленные на параллельной программе можно изучить на сайте биеннале.
Кураторы параллельной программы:
- Оксана Будулак
- Анастасия Безвершук
- Анна Андреева
- Надя Котова-Крушинская
Площадки параллельной программы:
- Речной клуб «Остров»
- Музей красноярского водопровода
- акватория Енисея
- Музейный центр «Площадь Мира»
Художники параллельной программы:
- Лара Федотова (Москва)
- «Никаких оправданий» (Омск) – Мария Александрова, Мария Рыбка, Юрий Кузьменко
- Константин Росляков (Тюмень)
- НИИ собачьих дел (Тюмень) – Константин Росляков, Лада Ладная
- Егор Клочихин (Москва)
- Катерина Бычкова (Москва)
- Валентин Рогозин (Красноярск)
- Женя Иль (Красноярск)
- Алина Долбилина (Красноярск)
- D3mark0 (Красноярск)