«В моей практике маска — это всегда отпечаток момента»: интервью с Димой Шабалиным
Четыре месяца назад в «Зарядье» открылся проект SOVRISK #напотоке — серия мимолетных выставок современного искусства, сменяющих друг друга раз в две недели. В пространстве Подземного музея работы классиков совриска, таких как Павел Пепперштейн и Владимир Дубосарский, сочетаются с творчеством молодых художников; отдельно представлен NFT-раздел.
С 19 августа по 5 сентября прошла Шестая выставка SOVRISK #напотоке. Редакция ARTУзла поговорила с художником Димой Шабалиным, работы которого «задержались» в экспозиции проекта на месяц — и все благодаря голосованию зрителей. В интервью АУ Дима рассказал о своих интересах — к истории Москвы и мира, советскому «бытовому» наследию, а также о маске как конструирующей единице своего творчества.
Текст: Юля Крышевич
Фотографии предоставлены художником
Юля Крышевич: Дима, привет! Интересно услышать, почему ты решил участвовать в выставке SOVRISK #напотоке. Как ты оцениваешь формат проекта — новый и довольно неожиданный для Подземного музея парка «Зарядье»? Что ожидаешь от участия?
Дима Шабалин: Мне сразу пришлась по душе идея выставить маски напротив древней белокаменной стены. Дело в том, что я увлекаюсь археологией, в том числе альтернативными версиями истории, мне интересны теории о возможных потопах, которые никак не зафиксированы. И поэтому я очень удивился, когда узнал, что практически на одном уровне с Москва-рекой были найдены остатки Китайгородской стены XVI века. Здорово, что организаторы проекта #напотоке так тонко сочетают внимание к истории с новейшими течениями в искусстве. Моя первая экспозиция проходила вместе с группой AES+F, и не стану скрывать — я был давним поклонником их фантасмагорического творчества.
Ю.К: Твоя работа «Без названия» была представлена в рамках предыдущей выставки #напотоке — путем голосования зрители решили «оставить» маски в экспозиции до 5 сентября. Как думаешь, почему за твою работу проголосовало большинство? Имеет ли здесь смысл говорить о том, что подобное искусство откликается широкому кругу зрителей?
Д.Ш: На выставке представлена не одна, а сразу шесть масок, которым не даны названия. Всё потому, что мне нравится их безмолвный эффект: в моем представлении маски — это универсальные художественные образы, выражающие эмоции; архетипы, которые по моей задумке должны быть понятны человеку без слов. На выставке маски висят в воздухе над целой горой детских игрушек – так я пытался передать вечную идею противостояния гармонии и хаоса.
Я думаю, что вступая в визуальный контакт с маской, зритель сразу считывает весь спектр эмоций, заложенный в ней. Есть более простое объяснение — в моих объектах запечатлены предметы из нашей повседневной жизни, которые бывает интересно узнавать и разглядывать: разные камни, стекляшки, детские игрушки, детали украшений, сувениры и прочие мелочи.
Ю.К: Дима, маска является ключевым, если не единственным, элементом твоего творчества с тех пор, как ты вдохновился использованием аксессуара на модном показе в Париже. Не возникает ощущения однообразия? Как долго ты планируешь работать в рамках этой концепции?
Д.Ш: Маска — универсальный инструмент со своим художественным языком, философией и историей. Не знаю, есть ли на свете ещё более загадочный артефакт. Маска как будто была всегда — сопровождала человека с самых ранних этапов его культурного становления: от эпохи неолита (каменные маски 9000-летней давности) и вплоть до Древнего Египта (золотая маска Тутанхамона), античного театра и средневековых карнавалов. Везде, где человек выражал себя через ремесло или творчество, необъяснимым образом появлялась маска — это традиция. Думаю, что создание маски — это подсознательная рефлексия на сам факт присутствия человеческого духа здесь и сейчас. Мне нравится исследовать свои внутренние состояния, используя маску — ни холст, ни скульптура пока не давали мне таких глубинных переживаний.
В этом году я также решил попробовать себя в жанре инсталляции. С 5 по 28 сентября в PA Gallery (в пространстве Cube.Moscow на Тверской) можно увидеть мою новую работу «Портал очищения». В ней использовано 650 диспенсеров для санитайзеров, которые достались мне для переработки, а также множество найденных предметов — артефактов современности. Моей целью было создать пространство, где зритель мог бы отпустить все мысли, войти в медитативное состояние и погрузиться в придуманный мной фантазийный мир. Портал, как и маска, являет собой инструмент трансформации, но с некоторым преимуществом — в портале можно побывать.
Ю.К: Твои маски отличаются, как характеры людей, их жизненные истории. Все же есть ли деталь, которая наиболее часто используется при изготовлении работ?
Д.Ш: Мой любимый элемент — металлическая крышка от шампанского, которая скрывается за пробкой и проволочной уздечкой и называется плакеткой. В нее я обычно вставляю стеклышко — в композиции это выглядит как диковинный глаз. Также люблю брать в работу формочки для выпекания и елочные шары: когда они сочетаются, появляется ощущение, будто это какой-то космический механизм. Еще я регулярно использую винтажные фигурки из «Киндер сюрпризов» из 90-х, конструкторы Lego Bionicle, которые уже не выпускаются, редкие советские значки и другие предметы, характеризующие наше прошлое и настоящее время.
Ю.К: Сколько времени уходит на создание одной маски? Ты работаешь самостоятельно или прибегаешь к помощи коллег?
Д.Ш: Создание маски — процесс очень увлекательный: во многом, благодаря материалам, которые я использую. За каждой игрушкой, каждым элементом стоит отдельная история. Отыскивая предметы или получая их случайно, я вступаю во взаимодействие с самыми разными людьми: таким образом, маска становится отпечатком целой цепочки событий, которые со мной происходят. Иногда на создание одной маски уходит несколько дней, а иногда — несколько месяцев. С 2019 года я начал работать с техникой гальванического хромирования: маски покрываются тонким слоем чистого хрома и приобретают зеркальный металлический блеск. Компании, с которыми я сотрудничаю, никогда ранее не покрывали хромом такой сложный рельеф. Так что любая маска из этой серии — эксперимент, в полном смысле слова.
Ю.К: В контексте твоего творчества мы говорим о маске как об арт-объекте. А как насчёт ношения маски в качестве декоративного аксессуара? Именно в жизни, ведь то, что происходит на подиуме, — тоже отчасти искусство.
Д.Ш: Я думаю, что присутствие этого предмета в наше время не случайно: маска дистанцирует тебя от других, в какой-то мере дарует приватность. Иногда я чувствую себя комфортно, когда нахожусь в маске в общественных местах. Маска создает барьер, выполняя свою главную функцию — защитную.
Ю.К: С момента начала пандемии COVID-19 слово «маска» стало звучать гораздо чаще, чем когда-либо. Эта стихийно сформированная тенденция покупать/носить медицинские маски как-то отразилась на твоей художественной практике?
Д.Ш: Мне жаль, что маски стали ассоциироваться у людей со страхом и угрозой заболеть — в какой-то момент мне даже захотелось переключиться на другие объекты. В прошлом году я построил для выставки в Музее декоративно-прикладного искусства тотем, а также выпустил серию декорированных подсвечников. Теперь я переношу свою авторскую технику объемного коллажа на другие объекты, но маски все равно остаются моим главным творческим направлением.
Ю.К: Если бы тебе предложили создать маску — образ Москвы, исторической и культурной столицы страны — как бы она выглядела?
Д.Ш: В моей практике маска — это всегда отпечаток момента, они отражают эмоцию, дух места и времени, в котором я живу. Все маски за период с 2013 года я создавал именно в Москве. Все они связаны с событиями, встречами, переживаниями, которые со мной происходили.
Фото: Руслан Шавалеев
За проектом SOVRISK #напотоке можно следить в инстаграме парка Зарядья.
Редакция «Арт Узла» благодарит пресс-службу «Зарядья» за помощь в организации интервью.