В Пушкинском музее открылась выставка «Капричос. Гойя и Дали»

На выставке представлен 41 офорт Франсиско Гойи из собрания музея и соответствующие им 41 гравюру Сальвадора Дали из коллекции Бориса Фридмана.

Новый выставочный год в ГМИИ им. Пушкина открыл проект «Капричос. Гойя и Дали», посвященный гравюрам двух испанских художников. Очевидная, по словам куратора выставки Б. Фридмана и директора музея М. Лошак, волнующая общая тема – капричос, или, иными словами, фантазия – очень близка русскому зрителю. Любовь к фантазиям живет в нас, а фантазии живут рядом с нами так же, как жили рядом с Гойей и Дали. Вот почему так органично и естественно получилось внести мифологизированные образы Дали в тело офортов Гойи, создавая между ними диалог. «Приблизительно один диагноз дал бы им психотерапевт», – с улыбкой заявила на церемонии открытия М. Лошак, рассказывая о единстве в восприятии и душевном состоянии двух художников, чьи имена звучат для русского уха «почти сакрально». 

По задумке организаторов, экспозиция должна революционно отличаться от всего, что создавалось на эту тему ранее. Выставочное пространство усилиями кураторской команды превратили не в простое скопление иллюстративного материала, а в книгу, заострив внимание на тексте. Тексты, которые мы читаем, предлагают нам присоединиться, делают соучастниками. В зале № 31 Пушкинского музея Дали говорит с Гойей, и вместе они общаются со зрителем, рождая все новое и новое поле для интерпретаций.  

Главным куратором проекта неслучайно выбран известный русский коллекционер Борис Фридман – на протяжении многих лет тот собирает издания жанра livre d’artiste, дословно «книги художника» (сам Фридман, впрочем, выступает против прямого перевода термина). Экспозиционный рассказ выстроен как новелла: специально для  «Капричос…» к комментариям Дали впервые дали перевод на русский язык. «Мы хотим не просто показать картинки, – говорит Фридман, – но подвести зрителя к пониманию». 

С этой целью к выставке составили весьма обширную образовательную программу: в Москву приглашен давний друг Дали, испанский писатель и философ Игнасио Гомес де Лианьо. Известная французская специалистка по техникам печати Николь Ригаль до Москвы уже добралась, однако прямо к моменту открытия выставки попала в больницу с пневмонией. 

Согласно идее дирекции музея, объём вхождений в страну демонов будет расширен: чуть позднее к капричос Дали и Гойи присоединится еще и японский художник Моримура, чьи работы расположат этажом выше. Рассказывая о концепции выставки, Марина Лошак рассказала, что та недаром стала первой выставкой года, ведь произведения Гойи – невероятно современная вещь.    

Выставка открыта в Главном здании ГМИИ им. Пушкина с 24 января по 12 марта 2017 года. 

 

Текст и фото: Екатерина Майорова