Текст и фото: Наталья Шкуренок
Василий Кандинский и Россия
В Петербурге, в корпусе Бенуа Государственного Русского музея проходит выставка Василия Кандинского, приуроченная к 150-летию со дня рождения художника.
Это первая персональная выставка Кандинского в Русском музее: до юбилейного года масштабное преставление его творчества для российского зрителя произошло лишь в 1988 году на большой выставке, посвященной искусству русского авангарда. Сейчас в залах корпуса Бенуа представлено свыше ста работ мастера – живопись, графика, авторские эскизы для росписи по фарфору. Рядом с работами Кандинского представлены и полотна его современников – Михаила Ларионова, Натальи Гончаровой, Давида Бурлюка, Алексея Явленского, Франка Марка, Елены Поленовой и других. А также предметы русского народного прикладного искусства, образцы иконописи северного письма – все это позволит зрителю самому проследить и понять истоки творческого вдохновения Кандинского, основы его художественного мировоззрения. На выставке представлены экспонаты из 14 российских музеев и ряда частных коллекций.
-Сейчас мы делаем акцент на корнях художника, - сказала на открытии выставки Евгения Петрова, заместитель директора ГРМ. – Акцент на раннем творчестве, когда он путешествовал по Северу России, когда он еще не был художником официально, а был юристом, но увлекся изучением народного искусства зырян. Он писал о том, как вошел в избу, и его окружила живопись, и он понял, как можно увлечь живописью любого зрителя. Кандинскому очень важно было понять, как народные художники чувствуют и выражают искусство, он считал, что самое главное для творца – уметь выпазить внутренний мир. Василий Васильевич очень увлекался лубком, собирал народное искусство, и через него, через иконопись пришел к своей концепции беспредметного искусства.
Экспозиция в залах корпуса Бенуа начинается с первых, совершенно реалистических работ Кандинского, который он создавал на раннем этапе своего творческого пути, когда почти в 30-летнем возрасте он, молодой юрист, выпускник Московского университета, решил кардинально изменить свою жизнь.
Василий Кандинский родился в Москве, получил основное музыкальное и художественное образование в Одессе, куда семья переехала в 1871 году. Затем – юридический факультет Московского университета, перспективы занять кафедру в Дерптском университете в Тарту, где ему предложили место профессора. Но в 1895 году, под влиянием выставки импрессионистов в Москве и картины «Стога сена» Клода Моне, он оставляет карьеру юриста и выбирает путь художника. Через год он переезжает в Мюнхен, где знакомится с немецкими экспрессионистами и полностью посвящает себя живописи. После начала Первой мировой войны возвращается в Москву, но в 1921 году вновь уезжает в Германию, где становится одним из ведущих теоретиков современного искусства, преподает в Баухаузе. Именно в то время Кандинский получил всемирное признание как один из лидеров абстрактного искусства. Когда к власти приходят нацисты, они закрывают Баухауз, а Кандинский переезжает во Францию, получает французское гражданство, и остается там до конца жизни.
На выставке в ГРМ представлены все этапы становления Василия Кандинского как художника. Один из залов посвящен его увлечению сказкой, мифологией, и кураторы выставки показывают его сказочный мир в контексте других художников – Поленовой, Веревкиной, Рериха, других. Здесь представлены редкие и мало знакомые зрителю его работы маслом на стекле из собраний государственных музеев и частных коллекций. Здесь же, в окружении работ Явленского, Франца Марка представлен и тот период в творчестве Кандинского, когда он ездит между Россией и Мюнхеном, в Мюнхене он организует «Синий всадник», приглашая туда русских художников.
Следующий зал – переход Кандинского от сказки и мифа, от увлечения лубком и иконой к созданию первых абстрактных композиций. Здесь появляются его импровизации, а на сравнении реальной иконы Святой Георгий и картины Кандинского на эту тему любой интересующийся искусством зритель отчетливо понимает, как художник пришел к своему пониманию принципов беспредметного искусства, и в чем разница между фигуративностью иконы и условной живописью Кандинского. Последний зал выставки полностью посвящен фарфору и поискам Кандинского в области декоративно-прикладного искусства эпохи первых лет революции. Здесь же можно посмотреть фильм о Василии Кандинском, созданный сотрудниками ГРМ.
-Мы уверены, что эта выставка введет зрителей в творчество Кандинского больше, чем это удавалось сделать до сих пор, - считает Евгения Петрова. – Здесь зрители смогут преодолеть то непонимание растерянность, которые нередко возникают при знакомстве с абстрактной живописью. Особенно, с помощью цитат из теоретических трудов Кандинского, его писем и воспоминаний. Это поможет любому человеку, хотя бы мало-мальски интересующемуся творческой кухней художника, самому осознать и оценить, что Василий Кандинский принес в живопись, в чем состоит его неоценимый вклад в мировое искусство.
Выставка «Василий Кандинский и Россия» в корпусе Бенуа ГРМ продлится до 4 декабря 2016 года.