Вечер памяти Хвоста в Зверевском центре: «Есть множество вещей, нелепых по природе. Одна из них есть узник на Свободе»
14 ноября, в день рождения художника, поэта и музыканта Алексея Хвостенко в Зверевском центре современного искусства прошёл вечер его памяти. Мероприятие состоялось благодаря инициативе Алёши Левштейна — внука Хвоста, куратором проекта выступил Александр Мурашов, при поддержке директора Зверевского центра — Алексея Сосны. В экспозиции были представлены 17 художественных работ в смешанной технике, скульптуры и ассамбляж, также в рамках вечера состоялся концерт. Примечательно, что предыдущая выставка Хвоста в Зверевском центре — «Колесо времени» была организована 17 лет назад, в 2004 — год возвращения художника в Россию из парижской эмиграции и, по трагическому стечению обстоятельств, год его смерти.
Текст: Кондрякова Полина
Фото: Никита Муравьёв
Источник: Официальный сайт Алексея Хвостенко khvost.com
Алексей Хвостенко родился в 1940 году в Свердловске (совр. Екатеринбург), а в 1946 переехал с отцом в Ленинград, где прошла его молодость. Именно там он начал увлекаться искусством, писать стихи и познакомился с Анри Волхонским, в соавторстве с которым было написано большинство текстов. Советский и российский поэт, музыкант, художник и ещё много кто — Хвост фигура абсолютно нонконформистская, связанная с ленинградской контркультурой, при этом по-возрожденчески универсальная. По большей части известный, как поэт и музыкант, Хвостенко занимался театром, писал пьесы. Будучи в эмиграции в Париже, куда он уехал в 1977 году, он поставил горьковское «На дне». Характерно, что легендарное событие прошло не на театральных подмостках, а в подвале около Восточного вокзала — поистине акт чистого и независимого творчества.
О богемном отношении Хвоста к жизни рассказывают его многочисленные друзья и знакомые, причём некоторые истории настолько невообразимы, что кажутся полулегендарными. Одно ясно точно — он был в равной степени талантлив во всех сферах искусства. К сожалению, его художественные произведения не слишком хорошо знакомы современному зрителю, поскольку крайне редко экспонируются, но они важны и интересны, а выставка в Зверевском центре стала отличной возможностью с ними познакомиться.
Одну из стен полностью заняла серия из 12 цветных коллажей — «Знаки зодиака», созданная в 2003 году. Работы экспонируются без экспликаций, не только потому, что часть авторских текстов к произведениям была утеряна, но и чтобы намеренно спровоцировать игру со зрителем. Кураторское баловство, вторящее характеру героя вечера. Беспредметные композиции, олицетворяющие 12 месяцев, но лишённые подписей, говорят с нами строками самого Хвоста: «В октябре я вижу ноябрь, В ноябре я вижу сентябрь, А в июле вижу декабрь, Ох, увы, в июле декабрь!» Геометрические композиции-коллажи невольно напоминают супрематические произведения Малевича и Лисицкого, но в тоже время чувствуется их отличие. Аппликации Хвостенко куда более свободные и бунтарские что ли, в них нет жёсткости и модернистской дидактики. Продолжая эксперименты кубистов и конструктивистов с формой, её разъятием и всевозможными конфигурациями, он создаёт нечто абсолютно собственное.
Пять более ранних работ были созданы в середине 1990-х годов. Хвостенко-художник свободно обращается с техникой и стилевыми направлениями, его творчество трудно классифицировать и поместить в чёткие рамки. Почти экспрессионистская чёрно-розовая живопись сочетается со строгой геометрией, к которым нередко добавляются элементы коллажа, например, квадраты, вырезанные из золотой фольги.
Отдельного внимания заслуживают скульптуры и ассамбляжи — монументальные, грубоватые, немного кустарные они демонстрируют творческую радость от работы с материалом, причём не чистым, а как бы «мусорным». Вторую жизнь получают тумбочки, фанерки, зеркала, неопознанные металлические предметы, которыми кто-то когда-то уже пользовался. В этом прочитывается обращение к дюшановским реди мейдам и советскому концептуализму 1970-х, здесь можно вспомнить Александра Косолапова и Леонида Сокова. Скульптура говорит не на языке сюжетов, но рассказывает человеческую историю через предмет. Объекты Хвостенко это не про идеальное, выхолощенное и промышленное, скорее про деформацию предмета временем, про мастерение из чего попало и умение видеть красоту в откровенном хламе.
Вообще, Вечер памяти Хвоста в Зверевском центре получился по-семейному трепетным, дружелюбным и межпоколенческим. Помимо уникальной возможности увидеть художественные и скульптурные композиции Алексея Хвостенко, гостям посчастливилось послушать любимые и хорошо знакомые песни в исполнении его дочери — Ани Хвостенко, под аккомпанемент Ивана Жука. Неожиданным продолжением концерта стали выступления самого Алёши Левштейна вместе со Степаном Михайловым (ex: Delicate Figures, Gentledudes, StepanStepan, LEVSTEIN), Евгения Калачёва (J.F.F., ex. Оберманекен) и Умки. Таким образом, сама идея преемственности красной нитью проходит через всё мероприятие: песни Хвоста в исполнении его дочери в день рождения внука.
Творческое наследие Хвоста оставило заметный след в советской поэзии и стало частью культурного кода постсоветской эпохи. Единственное, чего хочется сегодня пожелать — это актуализации для широкой публики его художественных объектов и композиций, которые не менее интересны, притягательны и актуальны, чем его литературная деятельность.