Владей Кавказом!
Текст и фото: Ксения Егольникова
Уже 11 лет во Владикавказе проходит международный художественный симпозиум «Аланика». Сейчас на площадке РОСИЗО-ГЦСИ в Москве можно посетить отчетную выставку последнего фестиваля.
Работать с городским пространством и исследовать его, взаимодействовать с жителями посредством практик современного искусства – взялись художники, композиторы, хореографы и перформеры. В творческий процесс включились представители разных городских сообществ – студенты Суворовского училища, детские хоровые коллективы, пенсионеры, горожане.
Выставка в ГЦСИ, которая призвана рассказать о проделанной работе во Владикавказе, не является сухим и условным отчетом о событиях. Найдены интересные решения по трансформации выставочного пространства в условно городское. Например, один из залов превратился в трамвай. За экранами-окнами мелькает город. По бокам расположены два ряда сидений, как в общественном транспорте. В наушниках вместо объявления остановок безликим информатором можно услышать волшебную хоровую музыку, исполненную детскими голосами. Это отчет о звуковой инсталляции «Маршрут» композитора Владимира Раннева. Проект состоял в том, что композитор заменил информационные сообщения в трамвае на музыкальные фрагменты. Их исполнил хор Детской музыкальной школы имени Чайковского. Юные исполнительницы 9-12 лет под руководством хормейстера Марины Березанской справились со сложной партитурой, а названия остановок впервые за всю историю движения трамвая прозвучали на осетинском языке.
«Вагоны трамвая – это пространство совместно прожитой жизни, – отмечает Владимир Раннев. – Голос информатора ни к кому конкретно не обращается, ему все равно, слышат его или нет, симпатичен ли он тем, кто в салоне, и что они думают о нем. Я подумал, что это странно, и решил, что на время фестиваля информатор может и ожить, то есть приобрести живой голос».
Еще один проект, изменяющий наше обыденное представление о музыке – музыкально-шумовая композиция «Трансформация шума». Автор проекта – композитор, пианист Петр Айду. Он пригласил к участию в перформансе владикавказцев разных возрастов – школьников, взрослых людей, студентов местных факультетов искусств, собрав их в непривычном для музыки месте – городской бильярдной. При помощи предметов собравшиеся создавали «шумовые облака», перетекающие друг в друга. Начинаясь по задуманному сценарию, постепенно композиция приобретала черты импровизации. Таким образом, каждый исполнитель привносил что-то свое, определяя дальнейшее русло движения музыки.
Куратор фестиваля и художник Катя Бочавар совместно с саунд-артистом Олегом Макаровым создали уникальный проект в последние дни симпозиума – городское радио стало площадкой современного искусства. На главной улице есть динамики, через которые транслируется местное радио. На два дня звуковое пространство было занято подготовленными произведениями искусства: транслировались музыка, стихи, тексты – на весь город. «Радио демократично, его вещание – для всех: чтобы познакомиться с радиотворчеством увлеченных звуком художников, композиторов, актеров и поэтов, не нужно покупать билет, - рассказывает Катя Бочавар. – Доносящиеся звуки создают атмосферу, будят фантазию, заставляют достроить в воображении долетевший звук».
Другие проекты и события XI художественного симпозиума «Аланика» также отличаются экспериментальностью, нацелены на коммуникацию и исследование. Некоторые из них: фестиваль таперского искусства, где фильмы демонстрируются именно так, как это происходило 100 лет назад; вязанные «граффити» Ольги Божко, традиционные по форме, нетрадиционные по содержанию; аудиопрогулка, идущая через весь Владикавказ – в ней радиорежиссер Дмитрий Николаев объединил городские истории и рассказы о достопримечательностях в единый аудиопоток, который можно взять с собой на прогулку, просто надев наушники.
Искусство стало мощным коммуникативным инструментом, языком, на котором могут общаться люди разных культур и мировоззрений. Несмотря на все успехи симпозиума, не все прошло хорошо, как рассказывает в интервью ТАСС куратор симпозиума Катя Бачавар. Ее инсталляция подверглась вандализму. Кроме того, Бочавар заявила, что «культурные институции на месте совершенно не поддерживают проекты современного искусства. …Проблемой было даже распространить информацию о лекциях. …Хотя главное, что мы должны делать для молодых, – расширять их кругозор, раздвигать границы».
Думается, это проблема не только Владикавказа. Институции, художественные сообщества в большинстве российских городов консервативны. При отсутствии государственной культурно-просветительской политики, например, в провинции, эта ситуация затянется еще на долгое время. Поэтому неудивительны недоумение, отрицание и даже агрессия со стороны горожан. Реакция на современное искусство предсказуема, ведь они просто «не считают это искусством».
Это важно, что у нас есть фестивали, подобные «Аланике». Усилиями кураторов и художников из крупнейших городов и заграницы преодолевается граница непонимания. Предлагая возможность включиться в творческий процесс формулирования общих для города смыслов, фестиваль привлекает много небезразличных граждан и получает от них живой отклик.
Выставка «Владей Кавказом» продлится до 20 мая