::vtol:: диапазоны измерения искусства

Этой весной в питерской галерее Anna Nova можно посмотреть сольный проект Дмитрия Морозова aka ::vtol::. Выставка «Диапазон измерения» презентует исследовательские практики на стыке медиатехнологий и художественной эстетики. Работы ::vtol:: – уникальная двусторонняя коммуникация, в которой зритель взаимодействует с окружающей действительностью путем считывания и интерпретации посланий.

Текст и фото: Ксения Квашнина

Работа ::vtol::. Фото: Ксения Квашнина/ART Узел

В переводе с древнегреческого «диапазон» означает «через все (струны)». Это некая характеристика, предполагающая максимальное и минимальное значение, верхний и нижний регистр. Есть ли что-то между ними? Безусловно, пространство как набор значений и совокупность образов. Каждая единица информации – объект пристального изучения художника-экспериментатора, будь то геометричность в природе или точка доступа в сети wi-fi.

Издалека работы ::vtol:: кажутся безжизненными в «белом кубе» Anna Nova Gallery. Механические объекты словно парят в воздухе, хрупкие и одинокие. Все меняет звук: непривычный, зарождающийся по мере приближения к объекту, резкий или, наоборот, плавный, мелодичный. Звук служит невидимой, но осязаемой внешней оболочкой, за которой зритель различает строгость линий, переплетения проводов, мерцание ламп, динамику процесса считывания информации. И в одно мгновение объект оживает, обретает технологическую и эстетическую смысловую целостность. Перед зрителем предстает не машина, созданная с целью потребления, а система, пребывающая с человеком в едином функциональном поле.

::vtol:: metaphase sound machine. Фото: Ксения Квашнина/ART Узел

Стандартное взаимодействие с предметом искусства сводится к внутренним переживаниям, мыслительным и вербальным процессам в ходе обсуждения или интерпретации увиденного. Все остальное – наполнено тишиной или посторонними звуками. Объекты ::vtol:: буквально вырезают тишину, преобразуя ваши действия или элементы внешней среды в предмет глубокого изучения. Звуковой объект «Ra» считывает неровности с поверхности пирита и трансформирует их в звук. Таким образом, сообщение, естественным образом заложенное в минерале много лет назад, становится доступным для расшифровки в наши дни.

 

::vtol:: Ra. Фото: Ксения Квашнина/ART Узел

Проект «Mayak», который ::vtol:: называет «голосом Интернета», создает занимательно-игровую связь между действиями пользователя в сети и активностью инсталляции. Тогда как объект «Conus», наоборот, дает право голоса природе: самодельные цифровые микроскопы сканируют рисунок на панцирях небольших тропических моллюсков Conus Textile и Conus Gloriamaris. Красота, заключенная в паттерне, наделяется звучанием и становится полноправной участницей научно-символического контекста. Интересны противопоставления проектов «last breath» и «black box», расположенных друг напротив друга. Если первый отсылает к архитектуре органа, напоминает о хрупкости жизни и является своеобразной аллюзией на Владимира Татлина, то второй, наоборот, раскрывает наиболее чувственные моменты бытия через интерпретацию акта любви.

::vtol:: mayak. Фото: Ксения Квашнина/ART Узел

::vtol:: conus. Фото: Ксения Квашнина/ART Узел

«Геологическая трилогия» - масштабный проект ::vtol::, объединяющий три уникальных явления: Кольскую сверхглубокую скважину («12 262»), падение Сихотэ-Алинского метеорита («Guest») и высыхание Аральского моря («Takir»). Считывание перфоленты, найденной в разрушенной лаборатории научного центра СГ-3, имитация падения метеорита, наблюдение за преобразованием морского дна в пустыню – в каждом отдельном случае художник апеллирует не только к природным метаморфозам, но социальному подтексту. «Геологическая трилогия» сопровождается исследовательским архивом - артефактами, заботливо собранными ::vtol::. 

Артефакты к проекту «Геологическая трилогия». Фото: Ксения Квашнина/ART Узел

::vtol:: guest. Фото: Ксения Квашнина/ART Узел

::vtol:: takir. Фото: Ксения Квашнина/ART Узел

Расшифровка псевдонима ::vtol:: - vertical take-off and landing. Как в диапазоне измерения, так между вертикальным взлетом и приземлением человек обнаруживает присутствие себя: звуковое, информационное, естественное. Это простое осознание рождает непрерывное взаимодействие между душевным и механическим.

:vtol:: "Гибридная инсталляция", фото с сайта галереи Anna Nova