Выставка Фёдора Хиросигэ «Записки о поисках духов» в Новом Музее

…Когда я зашла в пространство мира, созданное Фёдором Хиросиге, я сразу почувствовала, что помимо меня и художника здесь находится кто-то еще. Музей оказался населен неведомыми и, возможно, опасными существами. 

Первым делом взгляд упал на медведей, танцующих в балетных пачках очередное «лебединое озеро». Я еще не видела таких персонажей у Фёдора, и они показались мне необыкновенно реальными. Ко мне простирались таинственные руки, тянущиеся из деревьев, они то ли хотели схватить меня, то ли указать направление. Казалось, что я зашла в таинственный лес, и, возможно, своим присутствием потревожила живущих тут персонажей…

Я растерянно блуждала по этому лесу, рассматривая танцующие грибы, как вдруг меня за руку подхватил сам Фёдор: «Вы, видно, заблудились, позвольте я вас со всеми познакомлю». И подвел меня к работе, на которой были изображены загадочные существа в белых танцевальных платьях и с грибами вместо голов. Эти существа прыгали в адском пламени - то ли разжигали его, то ли радовались ему, то ли пытались потушить, «Эта картина посвящена героизму работников культуры», - прокомментировал Фёдор. 

Так мы начали говорить. Про лягушку, кочующую из восточных легенд в русские сказки, про лучников, про Петра Швецова в туфлях. Мы переходили от одного персонажа к другому, от одной истории к другой…

Мое внимание привлек лис со множеством хвостов. «А что это за существо такое?» - спросила я. И Фёдор рассказал, что в китайской мифологии лис символизирует демона, что, чем больше хвостов у лиса, тем больше лет демону и тем он могущественнее. Очень часто лис воплощается в прекрасную женщину… «Только здесь не все так однозначно, не всегда это злой дух. Например, есть истории, когда лис перевоплощался в девушку и приносил герою вдохновение, возвращал его к жизни». Лис перебегал из одной работы в другую, очевидно смущая остальных персонажей…

 

«Какая картина тебе нравится больше всего?» - спросил меня Фёдор.

«Сложно сказать, смотря с каким персонажем погружаться в эту вселенную. А, хотя... наверное эта», - указала я на работу с красными туфлями, из которых торчали брёвна с глазами. «А, это посвящение Алёнушке Васнецова», - ответил Фёдор, - «возможно, эти туфли - то, что от нее осталось». И только тут я заметила что Фёдор, так же как и Сейлор Марс в соседнем зале, и Петр Швецов на портрете - тоже в красных туфлях...

Текст: Мария Грабарева