Выставка номинантов премии Анатолия Зверева: «Жизнь скована, искусство свободно»
18 октября в ЦСИ Винзавод прошло открытие выставки номинантов премии Анатолия Зверева, которая продлится до 21 ноября 2021 года. Премия проходит впервые и приурочена к 90-летию художника. В обширном пространстве Большого Винохранилища (более 2 тыс. м2) размещены 50 произведений современного искусства, включающие живопись, инсталляции и видеоарт. Это пример максимально демократического взаимодействия институции, художников и зрителей. Оpen call был объявлен для всех желающих, вход на мероприятие свободный, а каждый посетитель может принять участие в голосовании, по результатам которого будет присуждён приз зрительских симпатий.
Текст: Кондрякова Полина
Фото: Музей AZ
Пространственное решение и архитектура выставки были созданы Петром Толпиным и представляют отдельный интерес. Залы подвального помещения были преобразованы в «белые кубы» современной галереи, здесь объединились абсолютная рукотворность и стерильность с эффектом «нон-финито»: деревянными лесами и открытой поверхностью потрёпанных жизнью кирпичных стен. Открытость пространства, обусловленная его масштабом, и дизайнерское решение дают зрителю ощущение внутренней свободы, отсутствия скованности движения. Идея свободы рефреном звучит на выставке, многие работы предполагают тактильное взаимодействие со зрителем. Это разрушение стереотипа о музее, как о неприкосновенном святилище, в которое можно лишь заглянуть, но ни в коем случае ничего не трогать.
Объединить в едином пространстве и гармонично связать между собой такое значительное количество разрозненных произведений – сложная кураторская задача. На выставке нет ярко выраженных тематических блоков, но можно найти тонкие закономерности. Условно работы можно разделить на апеллирующие к природе и экологии, травматическому карантинному опыту, отношениям материи и пространства и осмысляющие опыт прошлого, причём как советского прошлого в России, так и глобально истории мирового искусства. В первую очередь это некий срез процессов, происходящих в современном российском арт-пространстве.
Напротив входа располагается интерактивная инсталляция Маяны Насыбулловой «Раскаты наивности» (2021) – огромное облако со спускающимися из него корнями-отростками, издающими при соприкосновении с ними жужжащие и шипящие звуки. Тема облаков не самая редкая в истории живописи, их писали и Тициан, и Эрик Булатов. Здесь же предлагается буквально потрогать облако, найти канал связи, повлиять на него, вступить во взаимодействие и получить личный опыт.
Современное искусство очень чувствительно к присутствию активного зрителя-участника, без которого многие вещи просто не могут существовать, они не работают. Одна из самых эффектных работ на выставке – инсталляция Аллы Урбан «Три кварка у мистера Марка» (2021), она состоит из аллеи металлических прутьев, обмотанных синими нитками, и медных пластин-знаков. Само визуальное решение представляется волшебным и инопланетным, а при соприкосновении человека с прутьями возникает еще и звуковой резонанс, специфическая музыка. Человек сам преобразовывает пространство вокруг и создает в моменте собственную реальность, при этом задействованы многие каналы восприятия: зрение, слух, осязание. Это почти что барочная концепция синтеза искусств и комплексного воздействия. С тем отличием, что барокко было дидактично в выражении идеи, а современное искусство, наследуя идеям модернизма, оставляет зрителя в состоянии аффекта, провоцирует его, но не дает четких инструкций.
Наряду с инсталляциями и опытами с современными технологиями сосуществует ряд произведений, выполненных в более традиционных формах. Семён Мотолянец предоставил для премии группу работ, объединенных под названием «Цветоведение протеста» (2018–2021). Это своего рода триптих, объединяющий работы в жёлтом, зелёном и розовом цветах. Художник изучает возможность цвета воздействовать на человека. Логично вспоминаются супрематические эксперименты с цветом и формой, идеи Кандинского о связи цвета и психологии, и экспрессионистские картины Марка Ротко. Мотолянец создаёт ассамбляжи и деревянные текстовые ширмы-раскладушки, глядя на которые в зависимости от личных ассоциаций человека с написанными словами, прикрепленными к холсту объектами и их взаимодействия с цветом меняется восприятие и возникают самостоятельные смыслы, причём не обязательно для всех одинаковые.
Это лишь немногие из представленных на выставке работ, но даже на их примере чувствуется насколько по-разному каждый из нас воспринимает реальность. Лозунгом выставки послужила цитата самого А. Зверева: «Жизнь скована, искусство свободно», пожалуй, она в полной мере отражает ощущение человека после посещения экспозиции. Дело в том, что здесь продемонстрирована разнонаправленность современного искусства, широкий диапазон творческих методов и магистральных идей, а главное оставляет полную свободу зрителю для собственных интерпретаций и приобретения личного неповторимого опыта.