Выставка Юрия Купера «Сфумато» открылась в Новой Третьяковке

«То, что Вы сегодня увидите — это не авангард и не актуальное искусство. 
Впрочем, разве искусство может быть неактуальным?
Это просто работы. Всю жизнь меня интересовали не сюжет и не тема, 
а суть простых вещей».

Ю.Л. Купер

Текст и фото: Екатерина Павленко

30 мая в Западном крыле Новой Третьяковке открылась персональная ретроспективная выставка работ Юрия Купера «Сфумато». Любителям театрального искусства художник известен как автор знаменитого «Пера», украшающего занавес Мариинcкого театра II. 

Ю.Л. Купер. Фото Е.Б. Павленко

Выставка, состоящая более, чем из ста работ, охватывает значительный период творчества художника, начиная с 1980-х годов до сегодняшних дней. Она представляет широкий спектр творческих исканий автора и демонстрирует живопись, графику, скульптуру, театральные эскизы и макеты, а также видеоинсталляции, созданные специально для этого проекта.

Термин «сфумато» (итал. sfumato «затуманенный, неясный, расплывчатый» от латинского лат. fumus «дым, туман»), ставший названием выставки, ассоциируется, в первую очередь с творчеством Леонардо да Винчи. В изобразительном искусстве он обозначает мягкость моделировки, особое качество живописной манеры, плавность тональных переходов, расплывчатость и размытость контуров. Как правило, сфумато используется для передачи глубины изобразительного пространства, воздушной среды и в этом смысле он является одним из приёмов воздушной и тональной перспективы. Впрочем, на данной выставке сфумато больше, чем прием – это авторский легкоузнаваемый стиль интересного художника.

Творческих тем в работах Юрия Купера не так уж много: цветы и травы, яблоки, старые, временами разрушенные здания, море, обычные малярные кисти … Преобразование и трансформация этих простых, а иногда откровенно заурядных вещей в произведения искусства делает выставку интересной и эстетичной. Где бы вы еще столь внимательно разглядывали использованные кисти, замаранные стулья и треснутые чаши? 

Куратор выставки, Анна Маполис, предлагает сделать это прямо в выставочных залах галереи и ее предложение вовсе не абсурдно – Юрий Куперт не только художник, но и прекрасный дизайнер интерьеров. Его стулья, чаши и даже разбитое корыто – все это отлично вписывается в любое пространственное помещение, а уж в музейное и подавно. 

 

Ю.Л. Купер. Стул. 2023. Частная коллекция. Фото Е.Б. Павленко

Ю.Л. Купер. Чаша. Керамика. 2023. Частная коллекция. Фото Е.Б. Павленко

Ю.Л. Купер. Кисти. Керамика. 2022. Частная коллекция. Фото Е.Б. Павленко

Но все-таки большая часть выставки – это картины: то огромные полотна, то холсты поскромнее. Все они фантастически хороши и очень узнаваемы! Ограниченный круг сюжетов и неперегруженные композиции позволяют автору сфокусироваться на решении сугубо творческих задач, а зрителю дают возможность подивиться и красоте исполнения, и арсеналу используемых средств: автор не ограничивает себя в использовании современных материалом и технологий.

Ю.Л. Купер. Цикл «Кисти». 2022. Частная коллекция. Фото Е.Б. Павленко

Ю.Л. Купер. Море. 2023. Частная коллекция. Фото Е.Б. Павленко

Важное место в творчестве художника занимает книга. В 1974 г. он публикует свой первый автобиографичный роман «Святые дураки», а в 2015г. – в свет выходит его вторая автобиографичная книга с названием, аналогичным выставочному, – «Сфумато». 

На выставке романов Ю. Купера нет, но зато там можно увидеть четыре уникальные книги, им проиллюстрированные и выпущенные издательством «Редкая книга из Санкт-Петербурга»: «Книга Екклесиаста, или Проповедника», «Книга Иова», партитуры балетов «Лебединое озеро» и «Спартак».

Ю.Л. Купер. Обложка партитуры балета А. Хачатуряна «Спартак». Издательство «Редкая книга из Санкт-Петербурга». Фото Е.Б. Павленко.

Кстати, о партитурах.  Юрий Купер много сотрудничал с различными театрами и на выставке есть целый зал, посвященные этому аспекту его творчества. В частности, в рамках эксплозии можно полюбоваться макетами для постановки А.Н. Сокурова оперы М.П. Мусоргского «Борис Годунов» в Большом театре.  А еще есть полотна с сюжетами из циклов «Кармен» и «Щелкунчик», созданными автором по мотивам его работы над декорациями и костюмами для одноименных спектаклей в Ростовском государственном театре и Большом театре Белоруссии.

Ю.Л. Купер. «Театральный зал». Фото Е.Б. Павленко.

Юрий Купер родился в Москве в 1940 году, в 1972 он эмигрировал из СССР в Израиль. Много работал в Великобритании, Франции, Японии и США. В начале 2000-х вернулся в РФ. Сегодня его работы можно увидеть как в частных коллекциях, так и в крупнейших музеях мира: Метрополитен-музей, Королевский музей Японии и т.д. В Новой Третьяковке работы Ю. Купера выставляются впервые.

Выставка продлится до 23 июля 2023г.

Подробности по ссылке.