"Взлет": "На самом деле эта история не только про Урал, она глобальная"

Над интервью работала Мария Назарова

Фото: Гриша Галантный

В павильоне №16 «Гидрометеорология» до 25 марта открыта выставка «Уральская шкура». Эта экспозиция посвящена моде в контексте провинциальной атмосферы города Нижний Тагил, заключенной в образах, объектах и музыке. В ней представлены работы художника и дизайнера Алисы Горшениной из Нижнего Тагила, победителя проекта «ВЗЛЕТ» в направлении «Мода». Куратором направления и выставки выступил Михаил Барышников.

Алиса Горшенина

Мария Назарова: Почему среди всех заявок вы выбрали именно проект Алисы Горшениной?

Михаил Барышников: Этот проект мне показался самым интересным, потому что Алиса работает на стыке моды и искусства. Проект «Взлет» традиционно поддерживает молодых художников, и работы Алисы хорошо вписываются в эту концепцию. Заявка не была оформлена как готовый проект, и сформатировался он уже здесь, на площадке. 

М.Н.: То есть над выставкой и концепцией вы работали вместе с художницей уже в павильоне?

М.Б.: Конечно, вся команда разрабатывала и долго думала, как сделать проект максимально эффектным.

 М.Н.: Что вам, как куратору, дает участие в проекте «Взлет»?

М.Б.: Вы знаете, я очень надеялся найти дизайнера из глубинки и дать ему шанс на развитие в Москве. От глянца я отделился и занимаюсь больше своими дизайнерскими проектами, и для меня это возможность дать молодому талантливому человеку шанс заявить о себе в большом городе на хорошей площадке. 

М.Н.: Алиса, расскажите, о вашем проекте.

Алиса Горшенина: Выставка разделена на три части: часть с лесом – здесь собраны мои работы за последние 4 года, чтобы познакомить зрителей с контекстом. Во втором зале графика – это была идея Михаила, ему очень понравились мои рисунки, и он захотел тоже их показать, но мы напечатали их на ткани, чтобы вписать их в концепцию. В третьем зале – лес манекенов, где представлена одежда. Каждую вещь здесь я шила на себя, то есть все эти образы я носила и ношу в обычной жизни. 

Этот проект я посвятила жителям Урала, но сделан он не для них. Это скорее защита от них – маски, определенные костюмы. У нас довольно суровое пространство, которое сильно влияет на характеры, и любая попытка самовыражения – это уже вызов. Я сильно привязана к своей Родине, но не получаю от нее никакой отдачи, и мне хочется найти путь для коммуникации с ней.

Михаил Барышников

М.Н.: Но при этом выставка получилась скорее не про фэшн, а именно про искусство. Мне кажется, это очень сильный арт-проект…

А.Г.: Очень хорошо, что это читается. На самом деле мне бы не хотелось, чтобы меня воспринимали как дизайнера одежды. Я использовала одежду и моду как медиум для того, чтобы раскрыть тему. 

М.Б.: Мода сейчас очень пустая, об этом я написал в своем кураторском тексте. Такая красота ради красоты. Алису я выбрал в том числе и потому, что у нее есть некий посыл, который мне захотелось донести публике. Мне кажется, мода и должна быть именно такой. 

Конечно, это достаточно утилитарный продукт, если так можно выразиться, и в своем тексте я раскрыл только одну грань проекта, обращая внимание именно на связь фэшн-индустрии с современным искусством. Я надеюсь, что у зрителей во время просмотра появляется больше смыслов и ассоциаций.

М.Н.: Михаил, вам оказалась близка история Алисы с уральской глубинкой? 

М.Б.: На самом деле эта история не только про Урал, она глобальная. Мне показалось интересным затронуть тему такого единения с природой, проявления в человеке каких-то животных инстинктов.

М.Н.: Алиса, как вам было работать с куратором?

А.Г.: Мне было интересно. Поразила его способность понимать. Мы из разных миров, но при этом мы очень быстро нашли общий язык, и мне не нужно было объяснять ему, что я имела ввиду.