За вдохновением и спокойствием – в сад Бенуа в Санкт-Петербурге
В Калининском районе Санкт-Петербурга в саду Бенуа открылась выставка московской художницы паблик-арта Марины Звягинцевой «Эмоциональный полив».
Это первый проект автора в Северной столице, и он продолжает программу «Спальный район», начатую художником в 2009 году. К тому же, последние 5 лет Марина активно исследует темы проживания чувств и интервенции природы в городской ландшафт с целью снижения уровня стресса.
Текст: Валентина Демина
Фото: Сергей Власов, Валентина Демина
Одной из целей проекта Звягинцевой также является объединение прошлого и настоящего сада Бенуа. Ретро-колонки переносят гостей в прошлое, где гидранты были не только источником воды, но и местом для обмена новостями и эмоциями. Так и пространство Benua Art Garden стало для жителей местом притяжения, где можно не только прогуляться, но и стать частью необычного арт-проекта, погрузившись в разнообразные эмоциональные состояния.
В день открытия 30 мая прошла авторская экскурсия от Марины Звягинцевой. Отправной точкой для проекта послужил опрос жителей района, с какими эмоциями ассоциируется у них сад Бенуа. И в результате получилось 5 ведущих – вдохновение, спокойствие, эмпатия, эйфория и нежность.
Символическим художественным языком инсталляции воплощают фантазию вечноцветущего сада, наполненного яркими эмоциями. Полипропиленовые сантехнические трубы с цветами-спиннерами, раскрашенными авторским методом «биотипии» (живопись на движущейся воде), образуют клумбы, над которыми возвышаются настоящие колонки для полива.
В последние годы изучается важность эмоционального интеллекта при взаимодействии людей. Эмотологи (специалисты по работе с эмоциями) научились расшифровывать эмоциональные всплески человека через гормональный состав, а Звягинцева пытается визуализировать чувства через цветовые сочетания и создает свою палитру.
Так, к примеру, спокойствие ученые характеризуют через поднятия эндорфина на 75% и окситацина на 100%, а художник передает его оттенками зеленого и синего – как будто в глазах человека, лежащего на траве, отражается небо.
Месторасположение инсталляций в парке также выбрано художником не случайно: «Эмпатия» встречает нас в начале пути, как бы настраивая на общее восприятие проекта; «Вдохновение» можно найти рядом с коворкинг-центром, расположенном в восстановленном здании дачи Юлия Бенуа, «Спокойствие» - рядом с прудом. «Нежность» сиреневого цвета спряталась в отдалении, рядом с кустами сирени, а «Эйфория» расположилась в центре, на пересечении основных дорожек парка.
Как отметил один из участников publiс-talk на открытии, объекты паблик-арта создаются не для пассивных зрителей, а для активного взаимодействия с ними. В этом мы смогли убедиться тут же – посетители парка, проявляя любопытство к новым объектам, крутили спиннеры и пробовали на прочность рычаги колонок.
По задумке автора, как раз таким образом, при взаимодействии с инсталляциями, посетители смогут прокачать свое настроение и взрастить сад своей души. Ведь с древности сад считался местом восполнения своих ресурсов, как физических, так и эмоциональных.
Во время работы выставки сотрудники общественного пространства «Бенуа 1890» будут проводить экскурсии-медиации и цикл лекций о теории цвета, философской истории эмоций и их связи с искусством.
Весь процесс от идеи до открытия проекта занял всего 5 месяцев. Для паблик-арта это очень быстро, обычно согласование деталей затягивается, и проходит 2-3 года до реализации задуманного. Что особенно приятно, на этапе создания работ уже была определена их дальнейшая судьба.
Выставка будет работать до 29 октября 2024 года, а затем объекты обретут свою постоянную прописку – разместятся в одном из новых ЖК города.