Заинтересованный зритель безразличного пейзажа

В суздальском культурном центре «Мира» открыта выставка «Равнодушие средней полосы», объединившая работы художниц Анны Слобожаниной, Екатерины Рожковой, Марии Пуховой и Ольги Сергеевой. Работы этих авторов объединены интересом к русской культуре, духовным поискам и бескрайнему пейзажу Центральной России.

Текст: Евгений Наумов
Фото: Владимир Никонов


Фото с открытия выставки

«Равнодушие средней полосы» — парадоксальное название для выставки современного искусства. Может ли художник быть безразличным к чему-либо? Ожидается ли подобное индифферентное отношение и от посетителей? Останется ли искусством произведение, которое не трогает зрителя, или именно это должно стать плодом их с автором синергии? Кому вообще принадлежит это равнодушие, самой средней полосе или человеку ее наблюдающему из окна электрички? Кураторы выставки предлагают не задаваться этими экзистенциальными вопросами и просто настроиться на созерцательный лад, «раствориться в средней полосе». Мы же займемся поиском ответов на них, возможно, только ради самого поиска.


Фото с открытия выставки

Проект объединил четырех художниц: Анну Слобожанину, Екатерину Рожкову, Марию Пухову и Ольгу Сергееву, и каждая из них по-своему отвечает на задачи, поставленные куратором — представить свое ощущение от бесконечных просторов средней полосы России: «бескрайних рек и полей, серых деревень и пустых церквей».


Мария Пухова со своей работой «Остров»

Для Марии Пуховой, по всей видимости, главным акцентом пейзажей Московской Руси стали купола храмов, которые постоянно возникают из-за вершин деревьев чуть вдалеке от автомобильных трасс. В их образе соединились многие смыслы: тысячелетняя культура наших предков, христианская вера, укреплявшая их надеждой на лучшую жизнь. Художница воплотила эти ассоциации в виде стеклянной копии шатровой колокольни. Прозрачная, будто бы состоящая из холодного света, эта конструкция становится синтезом земной и небесной церкви. Инсталляция носит название «Остров», что соответствует как ассоциации архитектурного объекта, возвышающегося в море зелени, так и религии как убежища в бурном течении мирской суеты.


Екатерина Рожкова. «Сахарная голова». 2024

Образы храмов представлены также в двух работах Екатерины Рожковой: тот же каменный шатер колокольни со слуховыми окошками в «Сахарной голове» и звездчатый купол в одноименной картине. Некой аллюзией на реку времен выступает квадриптих, изображающий водный поток со стайкой мальков. Произведения эти строги и меланхоличны, так же как и виды Восточно-Европейской равнины, и способны вызвать у посетителя выставки желание задержаться и насладиться ощущением той самой «русской тоски».


Екатерина Рожкова. «Река». 2024

Примечательна техника, в которой работает Екатерина — это тонкая штриховка по грунтованному холсту — длительная, медитативная практика, которая при своей простоте помогает создавать правдоподобную светотеневую лепку объемов. Особенно хорошо художнице удалось передать фактуру металла в серии картин, изображающих ведра снега. Обладающий матовым блеском графит прекрасно подходит для таких целей, а тонкие, немного хаотичные линии убедительно имитируют царапины, которые появляются от длительного использования вещи. Снег — это особенная для средней полосы субстанция, покрывающая землю полгода, холодная, сплошная, неблагожелательная для зрения. Кажется, покрытые белым покрывалом поля могли бы стать самым точным воплощением того безразличия природы к человеку, тех усилий, которые необходимо принимать для наслаждения ею. Но будучи принесенным в дом снег становится водой — источником жизни, вот такой парадокс.


Екатерина Рожкова. «Ведра снега». 2016

Кстати, одна из картин с двумя ведрами снега стала основой для ограниченного тиража футболок, созданных молодым брендом kk (кей кей). Их можно купить только в центре Мира или на их сайте. Специально для тех, кто хочет приобрести доступный арт-объект в свою скромную коллекцию. Ведь образ грубого металлического ведра, которое хранит в себе пусть холодный, но мягкий и беззащитный снег можно также считать как метафору единства тела и души. Железо однажды закончит срок своей земной службы и будет отправлено истлевать на свалке, вода же пребудет вечно в той или иной форме, согревая озимые бархатным одеялом или наполняя их силой во время летнего ливня.


Ольга Сергеева. «Маятники». 2024

В одном из залов размещены арт-объекты Ольги Сергеевой — это подвешенные к потолку стеклянные емкости, наполненные водой и заливающие пространство выставки похладным голубым светом. Художница сообщает, что обращается в этой работе к теме постижения мира через созерцание. Возможно, это еще одна поэтическая метафора двуединства тела и души.


Екатерина Рожкова. «Звездный вечер в коровнике». 2024

Чуть более приземленным символом этой синергии земного и вечного стала серия «Звездный вечер в коровнике» Екатерины Рожковой. Грубое типовое здание, стоящее посреди пустого поля средней полосы наполняется теплым ярким светом. В нем живут добрые покладистые животные, дающие людям молоко, масло, сыр. Возможно существование их не наполнено впечатлениями, но выносливые коровы стоически переносят монотонные будни. Так же и люди. Каким бы неприглядным ни был наш образ, какой бы скукой ни были наполнены наши будни, каждый по-своему уникален, и каждый приносит пользу на своем месте. Возможно и нам стоит поучиться у этих неспешных существ, бесстрастно взирающих на скучные пейзажи своими большими глазами.


Анна Слобожанина. «Райский сад». 2024 (фрагмент)

Христианское предание гласит, что созданный некогда Всеблагим Богом мир превратился во враждебное пространство после Грехопадения. Человек как вершина творения утянул за собой и зверей, и птиц, и саму природу. Однако после конца света непременно наступит новая жизнь для людей, в которой очищенная от греха вселенная вновь станет Райским садом. Но что же ждет верных христиан в этом саду? «В мире, где в белых храмах среди полей и рек люди молятся о рае, что будет, когда мои глаза закроются навсегда? Если я приоткрою их в другом мире, что увижу?» — спрашивает художница Анна Слобожанина. Символом этого качественного иного, невообразимого бытия становится веточка крапивы. Знакомое любому ребенку, противное растение, которое в непросвещенных семьях выступает инструментом расплаты за мелкие детские прегрешения, в очищенной от греха мире вселенной покроется прекрасными нежными жемчужинами, чтобы и видом своим, и касаниями не жалить, а лишь ласкать человека.


Екатерина Рожкова. «Туман». 2024

Смысловой рифмой к этому произведению становится работа «Туман» Екатерины Рожковой. Густые заросли разнотравья, снова выполненные с помощью строгой карандашной штриховки, выглядят очень недружелюбно. От бледного пятна тумана веет студеной сыростью. Так же неуютно смотрятся два пейзажа с белыми собаками, одна из них самозабвенно воет, запрокинув голову, выступая точкой выхода экспрессии. Другая собака просто смотрит на зрителя, не то чтобы агрессивно, но и не слишком заинтересовано, как некое воплощение равнодушия.


Екатерина Рожкова. «Пейзаж с белой собакой». 2024

Расхожий афоризм Фридриха Ницше гласит: «Если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя». Конечно, бескрайние монотонные пейзажи средней полосы — это не совсем бездна, и им совершенно не интересен загипнотизированный зритель. Ни заснеженное поле, ни стена леса не будут смотреть на вас. Но так ли сильно они отличаются любого другого пространства? Любую заинтересованность в виды природы привносит человек, но только художник может проявить сочувствие к естественному безразличию вселенной, проявить сочувствие к этой не-эмоции и воплотить ее в своем произведении. Так, чтобы любой посетитель выставки мог бы также насладиться незаинтересованным любованием.

Выставка «Равнодушие средней полосы» открыта до 15 декабря 2024 года.