Интервью: Арина Романцевич
Перевод: Максим Шибаев
Фото: MSK Eastside Gallery
Благодарим за помощь в организации интервью Уилдрика Батчес
В новом пространстве MSK Eastside Gallery на Леонтьевском переулке до третьего апреля открыта выставка ZAK Kaghado«Законы хаоса и конец иллюзий». Искусство художника контекстно и социально-направлено: он анализирует напряженную ситуацию в мире, используя в качестве материала реальные орудия представителей власти, работая с методом поджигания своих работ, искусство Зака контрастирует на фоне популярных новых-медиа, он привык к ручной работе. Арина посетила выставку и побеседовала с художником:
Арина: Давайте начнем. Вы часто работаете со своим братом, правильно?
Zak: Не так уж часто. Мы делаем совместные проекты. Порой это его работа, а я курирую, а иногда это моя работа и он курирует меня.
А: Как партнёры, получается.
Z: Партнёры… вы имеете в плане бизнеса или в плане искусства?
А: В плане искусства.
Z: В плане искусства мы можем работать, как партнёры, но также и сами по себе. В зависимости от целей друг друга. Мы делаем по-разному, но у нас есть хорошее чувство «командой работы», как я это называю, и понимание искусства друг друга, видения и… я думаю, мы через многое прошли вместе, мы очень близки, поэтому нам довольно комфортно работать друг с другом.
А: Поняла. И мой главный вопрос об огне. Вам нравится поджигать свои работы?
Z: Да!
А: Потому что вы чувствуете мощь пламени? Или вы вам нравится разрушать?
Z: Я люблю разрушать. Это, на самом деле, весь этот огонь, начался в 2009-м году, когда я сжёг свою первую работу. Идея была в том, чтобы сжечь флаг. Не для того, чтобы выразить злость, а для того, чтобы понять то, что чувствуют люди, которые так делают. Я хотел почувствовать это, как люди, жгущие кресты. Зачем им сжигать кресты? Я пытался понять. Я не пытался выразить то же, что и те люди, я лишь пытался их понять «что» они делают и «зачем» им жечь крест или флаг. Мне было необходимо попробовать такой принцип диалога. И я попробовал.
А: И какого ощущение?
Z: Ощущение…. Знаете что? Это был первый раз, когда я подумал «Вау, мне это реально нравится, мне нравится эстетика, мне нравится запах, мне нравится, что это неподконтрольно». Идея контроля пламени практически невозможна. Процесс горения продолжителен, но никогда не знаешь, чем все закончится. В качестве примера, я стоял перед этим холстом (показывает на одну из своих работ на выставке) и я хотел почувствовать это, прочувствовать холст! Не уничтожения, а…
А: Изменения
Z: Да! И разрушения. То есть я сначала создаю, затем разрушаю. Мне нравится нарушать правила, когда я осознаю правила. То есть я сначала оформляю холст, делаю его идеальным, а потом… я хочу разрушить его, сжечь, как-то изничтожить. Так это и началось. Работы на данной выставке построены по усовершенствованному принципу, здесь есть определённая идея, базирующаяся на всём этот апокалипсисе, творящемся в мире. Здесь я выразил расщепление, взрыв, абсурд и некоторую глупость человеческого мира сейчас. Я хотел создать особые формы, которые бы несли это апокалиптическое чувство, потому что огонь для меня – это нечто магическое. Ты не можешь его потрогать, хотя он здесь, цвета такие интересные, шум, запах – это волшебно, и это невозможно контролировать. Мне показалось, я смог найти к этому свой подход. И это стало своего рода техникой. Мне начало это нравится. Я не стал сжигать эту инсталляцию из резиновых дубинок….
А: Потому что она бы плохо пахла!
Z: Да, совершенно верно. Я хотел достичь определённой эстетики не уничтожения, а разрушения. То есть я не всегда свои работы сжигаю.
А: Это кажется весьма интересным.
Z: Спасибо.
А: Этот проект немного провокационен.
Z: Думаете?
А: Да.
Z: Ну ладно.
А: Может это из-за ситуации в России.
Z: Хм...
А: Не в мире, может лишь в России. Из-за политический передряг, диктатуры… Не думаете?
Z: Если честно, когда я подхожу к названию или теме, с которыми хочу работать, вся информация приходит ко мне от Бога. Я вижу что-то и чувствую, что хочу сделать что-то, либо сказать, либо создать. Я не смотрю на это, как вы сказали, как на провокацию или не провокацию. Я хочу, чтобы это было провокацией меня. Я хочу двигаться. Я хочу, чтобы люди чувствовали, размышляли. Но я не пытаюсь провоцировать какое-нибудь правительство, я хотел бы провоцировать мысли людей…
А: Их разум.
Z: Да, их разум, точно. Мне нравится провоцировать мысли, разум, мне нужно заставить зрителя задуматься. Мы видим катастрофы по телевизору, читаем в газетах, находим в интернете, я хочу взять это и изменить, разрушить или создать, а затем представить это в виде творения. Мои работы – это современное искусство, но в контексте времени. Это социально-ориентированное искусство. Мне нравится создавать впечатление, находить ситуацию или статус-кво, происходящий в мире. Моей целью было показать террористов смертников. Хотя бы это я могу сделать для зрителя. Я очень сочувствую пострадавшим от террористов в тех событиях в Париже, в Америке, в России, в Бейруте, в Дамасске, но всё, что я могу сделать – это создать что-то, что было бы против терроризма. Я могу привлечь внимание к этой проблеме путем создания моих произведений! Так что если вы думаете, что это провокационно – это шикарно. Я счастлив. Это двигает людей, заставляет их думать в другом направлении, и меня это устраивает. Но моей целью не является провокация правительства, типа «Вы делаете плохо, и вот Вы делаете плохо», это не моя работа. Я лишь творю. Если кто-то думает, что это агрессивно, провокационно, брутально – они свободны в своих мыслях.
А: Возможно это поможет остановить войну? Хотя бы внутри нас….
Z: Я надеюсь. Идея же не только в потрясающей эстетике, но это и попытка диалога, возможно, с правительством, или обществом, или прессой. Это поиск решения. Вы знаете, мультикультурализм, межкультурный диалог – культурный или религиозный, я верю в его силу. Должны быть пути, которые мы, как общество, должны попытаться найти, чтобы урегулировать все эти конфликтные ситуации. И если я ничего не скажу, вы ничего не скажете, кто-то другой ничего не скажет, это значит что? Это значит, что Мы – ничто. Я не думаю, что это правильно молчать. Нам нужно создавать диалог. Мой путь – это искусство, другие люди могут выбрать что-то другое, но это моя идея, понимаете, создать некий диалог с обществом и авторитетом путем искусства.
А: Напоследок может у вас есть парочка напутствий для молодых художников?
Z: Напутствий… Для молодых художников… Если честно, я верю, что когда ты молод, ты можешь делать ошибки, много ошибок, ты рискуешь, и ты менее страдаешь от них, нежели когда ты становишься старше. Я думаю, что молодые поколения должны попробовать себя и не бояться совершать ошибок. Они должны показывать своё видение положительным образом, ну или негативным, если им так хочется. Пробовать себя и не бояться. Это очень важно. Все эти мысли типа «я сделаю ошибку», «я облажаюсь» остановили множество интересных проектов. Нельзя так думать. Ещё бы я хотел посоветовать не думать так «ох, круто, я молодой художник, я должен продавать это». Нет. Делайте то, во что вы верите. Создавайте работы политические, социальные, поп-арт. Поскольку вы верите в это, вы делаете это качественно, вы представляете это качество на профессиональном уровне и потом…
А: Продаете
Z: Да. Совершенно верно. Я думаю, что коммерческая сторона искусства важна, но когда ты молод – это не самое главное. Пока можно позволить себе самовыражение, коммуникацию, поток творчества, все это в конце концов приведет вас с коммерческой точки зрения к успеху.
А: Все молодые боятся ошибок.
Z: Да, я согласен. Мне кажется, ключ как раз в том, чтобы не бояться делать ошибок. Когда ты молод, тебя простят: «Он молод, это нормально!». Когда же ты становишься старше и делаешь ошибки, так просто прощение уже не заслужить. Вот, как мне кажется.
А: Спасибо! А что насчёт искусства в будущем?
Z: Что я думаю об искусстве в будущем… Для меня это…
А: Будущее – это лет пять, допустим.
Z: Значит, ближайшее будущее. Я не следую трендам. Я люблю делать то, что мне нравится. Работать с моим братом, он тоже не следует каким-то трендам. Я ориентируюсь на то, что происходит в мире. Тренды, вы знаете… политика, социальные проблемы – вот, что является моим трендом. Я люблю работать с разным материалом на эту тему. Что касается трендах в искусстве… если честно, сейчас много цифровых методов, в которых я не очень заинтересован. Я люблю работать руками, с материалом, но я думаю, что со временем этого станет больше. Я верю в это. Мы не можем игнорировать происходящее в мире, мы должны делать искусство в контексте.
А: Как делали дадаисты.
Z: Дада! Мы не можем игнорировать то, что происходит. Это прямо перед нами, затрагивает вас, меня, мы все вовлечены, общество вовлечено, экономика, это охватывает нас всех. И искусство… Единственный путь для решения любых задач – это задавать вопросы. Чем больше вопросов мы зададим, тем больше ответов получим. Чем больше диалогов, тем больше коммуникации произойдёт. Если мы это не сделаем, как художники, или писатели, или поэты, или даже как обычные люди, если мы не будем делать подобных вещей, то не сможем двигаться дальше. Это очень важно. Касательно трендов в искусстве, я думаю, будет больше подобного искусства, простого, декоративного. Мир меняется очень быстро. Я не пессимист, я очень оптимистичен, хоть и обозреваю много трагических ситуаций. Но я думаю, что обозреваю их положительным образом. Мне кажется, я делаю полезную работу. Я хочу, чтобы конечный результат был положительным. То, что происходит сейчас в мире – это тяжело, это трагедия, и это затрагивает всех нас. Вот, как я это вижу.
А: Спасибо большое, Zak. Было очень интересно!
Интервью: Арина Романцевич
Перевод: Максим Шибаев
Фото: MSK Eastside Gallery
Благодарим за помощь в организации интервью Уилдрика Батчес