Флуксус /fluxus
лат. fluxus — "поток, течение", предложил Дж.Мачунас в 1961 году. (период с 1961 года)
Движение Флуксус - значительное явление в искусстве второй половины ХХ столетия. Это международное сообщество художников, которые стремились выйти за пределы национальной замкнутости, составленной множеством тенденций, и положить конец растущему с начала 40-х годов соперничеству между американским и европейским искусством. Это было настоящее "течение", без жесткой географической локализации, циркулировавшее посредством устраиваемых повсюду фестивалей, распространения придуманных ими новых форм - "мультиплей".
Эти формы уничтожили статичность экспозиционного пространства. Девиз флуксуса - "Все есть искусство, и каждый может его делать" - ставил под сомнение традиционные концепции художника-автора, произведения искусства как уникального и драгоценного предмета, наконец, искусства как автономной сферы деятельности, не связанной с жизнью. Внимание художников было приковано к повседневности. Особенной стратегией флуксуса были события, происходившие во время фестиваля. Структура fluxevent (флукссобытия) восходит к Кейджу (John Cage) и его концепции музыкальной партитуры, обусловленной случайностью с включением в нее предметов, шумов и тишины.
В отличие от хеппенинга с его количественным нагнетанием действий и объектов, событие-флуксус - это скупое, повторяющееся и невыразительное перемещение, строго следующее некой инструкции. Представляя собой нечто среднее между музыкой и экспериментальным танцем, оно стимулировало восприятие всеми органами чувств, что Хиггинс определил словом "интермедиа". "Передвижной, переносной" - еще одна принципиальная идея: передвижной была Galerie Illegitime (Незаконная галерея) Фийю - шляпа художника с картинами, которые он показывал на улице, портативные флуксус-коробки, индивидуальные или коллективные мультипли.
Художники: основатель: Джордж Мачунас (George Maciunas); участники: Аи-О (Ay-O), Йозеф Бойс (Joseph Beuys), Георг Брехт (George Brecht), Джузеппе Кьяри (Giuseppe Chiari), Роберт Фийю (Robert Filliou), Генри Флинт (Henry Flynt), Дик Хиггинс (Dick Higgins), Элисон Ноуэлз (Alison Knowles), Шигеко Кубота (Shigeko Kubota), Ла Монте Янг (La Monte Thornton Young), Йоко Оно (Yoko Ono), Нам Джун Пайк (Nam June Paik), Дитер Рот (Dieter Roth), Джанни Эмильо Симонетти (Gianni Emilio Simonetti), Дэниел Спери (Daniel Spoerri), Джек Смит (Jack Smith), Бен Вотье (Ben Vautier), Вольф Фостел (Wolf Vostel).
См. также статьи: Реди-мейд, Дадаизм, Энвайромент и хеппенинг, Перформанс, Начальная критика.
Описание некоторых произведений:
Флуксус "Флукспак 3". Несколько экземпляров Флуксус 1/ Flux Yearbox 2 (Годовая коробка Флукс), 1964, коллективные мультипли. Характерной для флуксуса формой художественного высказывания и одновременно критики уникальности произведения искусства были мультипли. Они выполнялись одним автором или сразу несколькими и предназначались для продажи по невысокой цене (например, во Флуксшопе в Нью-Йорке). Эта форма воплощала идею unlimited (бесконечное, безграничное, но также и "компания с неограниченной ответственностью"), с помощью которой Мачунас разрабатывал стратегию демократического распространения искусства. Коробка – постоянный компонент этой предметной типологии. Она напоминала витрины сюрреалиста Джозефа Корнелла и знаменитый "Чемодан с ящичками", созданный Дюшаном в 1935 году для его работ миниатюрного формата. Флуксус-коробки – это наборы предметов и одновременно портативные «галереи», альтернативные по отношению к традиционным формам экспозиции. Выбор тем и тексты на контейнерах и листах внутри также типичны для новаторской графики, в которой старомодные стили смешивались с холодным рационализмом современной типографики.
Флуксус "Флукспак 3". Несколько экземпляров Флуксус 1/ Flux Yearbox 2 (Годовая коробка Флукс), 1964, коллективные мультипли.
Генри Флинт и Джек Смит возле музея современного искусства в Нью-Йорке, 1963. "Разрушь художественные музеи!", "Уничтожь серьезную культуру!" Перед фасадом МоМА в Нью-Йорке Генри Флинт и Джек Смит демонстрируют плакаты, используя традиционные формы политического протеста. Флуксус был одним из первых направлений, сформулировавших стратегию институциональной критики. Этим названием в 70- е годы будут обозначать художественные жесты, полемически изменявшие способ функционирования традиционного выставочного пространства и коммерческой оценки произведений искусства. Мачунас писал в 1962 году: "Антихудожественные формы возвращают нас в первую очередь к искусству как профессии, к искусственному отчуждению между художником и публикой или между творцом и зрителем, или между жизнью и искусством…"