Бессмертие навсегда
С 15 сентября по 18 октября 2015 года в ММСИ на Петровке 25 проходила выставка Евгения Антуфьева «Бессмертие навсегда». Наш колумнист Анна Санталова успела посетить экспозицию в последний день ее работы и поделиться с читателями своими впечатлениями.
В это воскресенье я ходила в Московский музей современного искусства на выставку Евгения Антуфьева "Бессмертие навсегда" - это, то чего не хватало, чего ждали, по чему все так истосковались, ходя по выставкам современного искусства. Выставка разделена на десять залов. В первом зале были представлены светлые рисунки бабушки Евгения с такими по-детски наивными подписями, что можно было прослезиться от умиления, как – например - «Букетик земляники», «Саша в житнице отгородил место для лисят» или « Ира - верная любима подруга». Если не читать экспликацию можно подумать, что работы нарисованы ребенком и сложно представить, что человек, проживший долгую жизнь, смог сохранить до старости столько добросердечия, беззлобия, любви и чистоты. Деревянный белый пол поддерживает эту атмосферу уюта и тепла, и так органично соединяет пространство одного зала с другим. Рисунки как бы парят над суетой московского современного безумия.
В следующих залах экспозиция погружает тебя в сказку - чудесную прекрасную внезапную, непредсказуемую - со знакомыми нам всем персонажами птиц-сиринов, представленными в виде деревянных скульптур, вышивок, набросков. Так, например, в цилиндрообразном зале художник поместил только одну скульптуру птицы, сделанную живо, эмоционально и в какой-то степени небрежно, что придает ей еще больше обаяния и очарования.
В зале Анны Павловой художник показал овеществление, увековечение, материализацию и воплощение в предметы быта, интерьера образа русской балерины Анны Павловой – здесь выращенная автором роза сорта «Анны Павлова», рецепт одноименного пирожного.
Зал, посвященный Льву Толстому – место, где можно спрятаться от суеты и послушать, как шелестят листья в Ясной Поляне. Художник поместил в экспозицию даже библиотеку, представляющую нам широкий спектр книг русского писателя. При всем многообразии, разноплановости и «разновременности» персонажей – все они одинаково важны для художника.
Завершается экспозиция видеозалом, в котором через несколько минут зрителям - нам с вами - происходящее начинает казаться шуткой, и даже возникает чувство неловкости, когда видишь, как женщина, показывающая представление на экране, так наивно и неумело крутит, бросает, жонглирует и играет хула-хупами, которые падают и не поддаются артистке. Но удивительно даже не это. Самое необычное и непредвиденное в том, что происходящее вовсе ни какое не цирковое зрелище, а всего на всего обыкновенная презентация книги, которая благодаря творческому
подходу мамы художника стала необыкновенной и, как потом понимаешь, удивительно наивной и очаровательно-непосредственной, напоминающей по своему характеру и атмосфере первый зал, где представлены рисунки бабушки.
Лев Толстой стал чуточку ближе.
Текст: Анна Санталова
Редакция: Арина Романцевич
Фото: Никита Мещеряков