Художники/Ассистенты. Студия Роберта Лонго. Джейсон Бартелл

Где и как научиться быть успешным художником? Можно закончить арт-школу, неустанно оттачивать свою технику в мастерской, можно быть очень талантливым и усидчивым, запереться дома и ждать признания, можно создавать очень коммерческое искусство, но все это, к сожалению, не гарантирует успеха. 

На Западе является распространенным явлением, что молодой художник становится ассистентом известного и признанного автора, учась у него всем хитростям. Однако, не становится это препятствием для личного развития? Или это, наоборот, помогает найти свой путь? Да и вообще, легко ли найти общий язык с именитым мастером? 

До 16 октября в галерее «Триумф» открыта выставка «Художники / Ассистенты. Студия Роберта Лонго (1983-2016)» (куратор - Виктория Душкина). В ней участвует 24 американских художника, которые в разное время были ассистентами Роберта Лонго. Мы задали им все волнующие вопросы о том, как строятся отношения художник/ассистент и каким образом складывается карьера каждого художника по отдельности. 


Джейсон Бартелл. Окончил BFA Rhode island School of design. Живет и работает в Нью-Йорке. 

Арина Романцевич: Как вы впервые попали в студию Роберта?

Джейсон Бартелл: Я учился в Род-Айлендской школе дизайна как и некоторые ребята здесь. Роберт приехал к нам с лекцией. В это же время он искал себе ассистента на лето и я подал заявку. Отправил ему несколько своих работ, показать, что я могу. Так я и попал в Нью Йорк. Это было 11 лет назад.

А: Будучи ассистентом, не чувствовали ли вы себя в какой-то степени ограниченным в своих действиях?

Д.Б: Конечно, как и любой ассистент поначалу. Да и сейчас порою случаются такие моменты. Но я уже так долго этим занимаюсь, что чувствую себя вполне комфортно в таких условиях. Первоначально, конечно, всегда сложнее. Эти вечные сомнения и мысли на тему взаимоотношений с искусством и твоего места в нем.

А: Чем для вас является студия? Школа, семья, партнерство или, может быть, что-то еще?

Д.Б: Все перечисленное! Это однозначно. Здесь я узнал гораздо больше, чем в колледже.  Одновременно с этим у нас близкие отношения внутри коллектива, это своего рода – большая семья. Благодаря Роберту, конечно. Он выступает в роли отца, ему нравится возиться с нами. Но он довольно строгий.  Что касается партнерства. Наверное, чуть меньше. Мы все же наемные работники. Скорее, я все-таки выбрал семейство!

А: Чем именно вы занимаетесь в студии Роберта?

Д.Б: В общем, разнообразные вещи. Что попросит, то и делаю.

А: Помогает ли тебе сотрудничество с Робертом в своей собственной работе?

Д.Б: Да, однозначно. Я работаю с теми же самыми материалами и медиумами. Проводя время в студии с Робертом, я учусь новым подходам в работе с этими материалами. Да и просто даже – как быть художником, как укладываться в сроки, когда работаешь в студии.

Джейсон Бартелл. Сет лист (Hookers). 2013 г. 

А: Что касается ваших собственных проектов. Что значит искусство для вас лично?

Д.Б: Мне нравится, что искусство для всех разное. Это даже нечто очень личное, я бы сказал. Некий способ изучения себя через творение или же созерцание. Или через общение с другими художниками. Практикуя, ты ощущаешь, что живешь.

А: Почему вы, кстати, решили стать художником?

Д.Б: Если честно, мне раньше никогда не нравилось называть себя художником, мне казалось это немного показушным, хвастовством что ли. Но сейчас мое мнение поменялось. Я считаю, что каждый человек – по-своему художник. Вопрос лишь в том, знает ли он об этом и может ли воплотить свои знания в творчество и искусство.

А: Что вы думаете о концепции нынешнего проекта, как групповой выставки от студии в другом городе?

Д.Б: Это однозначно самый позитивный опыт групповой выставки, который у меня когда-либо был. Мне нравится город, мне нравится выставочное пространство и то, что Вика с ним сделала, мне нравятся люди, с которыми я работаю. И за время нашего общения, я заметил, что на самом деле у нас гораздо больше общих интересов, чем мне казалось. Я уверен, мы все проходили эти ужасные групповые выставки. Даже в Нью-Йорке у меня такие были. Когда ты не знаешь, чего ожидать и тебя ставят в пару с художником, например, который тебе совершенно не подходит и тебе он не нравится и работы его тоже не нравятся. Это грустно! И сложно так работать. Но здесь все отлично и мы хорошо потрудились.

А: Это твоя первая поездка в Москву. Какие впечатления?

Д.Б: Прекрасные! Но мне кажется, я еще так мало посмотрел, потому что было очень много работы. Я точно должен еще сюда вернуться.

А: А что ты знаешь о российском современном искусстве?

Д.Б: Если честно, то почти ничего.

Джейсон Бартелл. Зиппо (Грустно). 2013 г. 

А: И как ты думаешь, почему ты ничего о нем не знаешь?

Д.Б: Я думаю, это моя вина, во-первых.  Но не отрицаю, что, возможная причина еще и в том, что Московское современное искусство остается в Москве? Хотя, если быть честным, я и в Нью-Йорке не особо интересуюсь, что происходит в других галереях. У меня просто нет на это времени, потому что я постоянно нахожусь в студии у Роберта.

А: Обычно в конце своих интервью я прошу художников дать небольшой совет или рекомендацию молодым художникам.

Д.Б:  Это непросто. Ведь все такие разные и каждому нужны свои советы, а кому-то и вовсе не нужны. Думаю, самое главное – это не переставать работать. И не забывать про трудовую этику. Я бы не стал себя воспринимать слишком серьезно. Думаю, здоровая доза скромности не помешает. Хотя, если посмотреть на некоторых успешных людей, у них ее вообще нет. Так что, наверное, это плохой совет. На самом деле, по большей части все в нашем мире нелепо, и относиться к чему-либо слишком серьезно – ошибочно, но относиться ко всему не достаточно серьезно – тоже ошибочно. В общем, нужно придерживаться середины. Нужен баланс.

Джейсон Бартелл. Без названия (Печальный 4). 2008г.

Над интервью работала Арина Романцевич

Перевод: Инна Супряга