Текст: Арина Романцевич
Фото: Мария Назарова
«Дом впечатлений. Прогулка с трубадуром» - вторая выставка в Усадьбе Голицыных при музейном городке ГМИИ, куратором которой выступила Ольга Шишко. В проекте приняло участие 18 российских и зарубежных художников. Все представленные работы были объединены темой звука, как способа общения.
Отбросив сухие факты, можно сказать, что на этой выставке, прежде всего, нас ждут приключения. В это раз в небольшое путешествие можно отправиться, не покупая билеты на самолет, а просто придя на выставку и внимательно послушать.
При прогулке с трубадуром, наше внимание обращают на те звуки, которые так привычны, что мы их не замечаем: шум листьев, слетающих с замерзающих деревьев, шорох бумажки в кармане, гул в метро утром, пронизывающие до мозга костей сигналы автомобилей в пробке.
Несмотря на план, который выдается при входе каждому посетителю, я бы порекомендовала начать осмотр экспозиции с лабиринта Петра Айду, знаменитого своим удивительным перформансом «Звуковые ландшафты». В представленной работе нам позволяют самим стать авторами звуковой импровизации, что уже неоспоримый плюс, ведь дома не всегда можно свободно постучать по кастрюлям и ножкам стульев так, чтобы на вас не взглянули презрительно. Здесь есть только вы, ваше тело и лабиринт, внутри которого развешены металлические и деревянные палочки, бумажки и многое другое. В «Звуковом лесу» мы исполнители собственного концерта-монолога. Отключение от действительности за окном происходит тогда же, когда кончиком правого плеча вы задеваете «ля», а указательным пальцем левой руки отодвигаете пергамент, шуршащий словно веточка ивы. Магия! Обязательно нужно идти в одиночестве и слушать свое тело, слушать то, как оно разговаривает на новом языке.
Недалеко от сказочного леса нас ждет знакомство с поющими прелестными девушками в видеоинсталляции Виктора Алимпиева «Невинная». Они успокаивают своими правильными чертами лица, убаюкивают чистыми голосами и уводят в медитативные дали загадочными текстами. Как говорит сам Виктор – он стремится сделать партитурную структуру, противопоставляя ее нарративному повествованию.
В комнате №5 «Пульхаймский джем-сейшн» совмещены два события и два звуковых ряда: шестьдесят машин стоят в пробке, и одновременно неподалеку музыкант импровизирует на фортепьяно. Сорок лет назад, в год проведения Пульхаймской реформы, американский пианист Кит Джаррет исполнял в Кёльне импровизированный концерт, запись которого в дальнейшем получила большую известность. В этой работе Йиханны Биллинг пробка и джазовая импровизация здесь помогают художнице раскрыть тему свободы и ограничения.
Кадры с людьми, томящимися в своих автомобилях, когда вокруг них большое и чистое колосящееся поле, сменяются крупным планом с музыкантом, виртуозно исполняющим музыкальную композицию. В работе много частного и близкого – в кадре волосы и стук пальцев по клавишам, дети бегут по полю, выскочив из надоевшей душной машины, кричат и смеются, открытый дымящийся капот машины издает пыхтящие звуки, над ним склонились тучные головы автомобилистов, и снова шея пианистки, пронизанная сотней маленьких мышц, напряженных от возбуждения. Крупные планы, тихие звуки – погружение в чужую жизнь: то роль пианистки, то роль мальчика в поле, то «си» на фортепьяно, то морщинка на лбу. Бесконечный круговорот сюжетов, наполненных прекрасной музыкой. Мы здесь становимся на место главного героя рассказа «Пьющий время» Филиппа Делерма – существо, вырвавшееся в новый мир из пузырька акварельной краски - стремимся приручить время и остановить то мгновение, когда фортепьянная импровизация сплетается в причудливом танце с зигзагами горячего воздуха над работающими машинами.
Наш слух, как и любой другой орган, нужно тренировать. Стоит отпустить предрассудки, перестать искать великий смысл, думать о том, что ты в музее с большой буквы и бывшем здании философского института. Наша личная мелодия сложится только в том случае, если мы позволим себе расслабиться и почувствовать тишину. Каждый звук по крупице создаст переживание, переживание заиграет музыкой, удивительной, потому что слышать будем ее только мы. В своей маленькой комнате, где нужно иногда делать «звуковую уборку». Чтобы все не смешалось в доме.
Текст: Арина Романцевич
Фото: Мария Назарова