Текст: Сергей Баландин
Фото предоставны галереей XL
В галерее «XL» 6 декабря открылась выставка краснодарской арт-группы «ЗИП» «Черный рынок». В зале в художественном беспорядке расположились скульптуры, объекты, инсталляции и целые павильоны.
О краснодарском арт-чуде можно писать отдельное исследование. Кроме «зипов», чьи выставки в Москве проходят с завидным постоянством, на Винзаводе в этот же день открылась выставка постмодернистского пин-апа другого краснодарца, Владимира Колесникова, (выставка Владимира Колесникова "Работа над ошибками" открыта в галерее 11.12 до 22.01.2017) а Пушкинский музей давно грозится совместным проектом с арт-группой «Recycle».
Но на фоне многих арт-группа «ЗИП» выделяется своим здоровым жизнелюбием и мужицкой простотой. Их работы грубо, но умело сколочены, слеплены, сбиты. Это вещи, которые пропагандируют не созерцательность и наслаждение, как упомянутые нами Колесников и «Recycle», а участие и сотрудничество. Их эстетика обиходна, и родственна работам Владимира Архипова из серии «Самодельная Россия». Начав с подражаний утопиям советского коллективизма в проекте «Завод Утопия» (2012), продолженных в «Утопическом скелете» (2014), уже в проектах 2015 года «Пост наблюдения» и «Режим ожидания» они перешли к созданию откровенно тотемических объектов. Без условно, о магии здесь говорится в ироническом ключе, но и более ранние произведения «зипов» явно выполняли функцию карго-культов: оружие выпиленное из мебельного ДСП («Открытий больше не будет», 2012), полукраб-полутанк, несущий благоденствие («Краб-пропагандист», 2011).
ЗИПовцы играют роль туземцев, попавших в современный капиталистический мир, и пытаются осмыслить его, наивно утрируя, гиперболизируя, абсолютизируя и даже обожествляя, находя любому явлению и абстрактному понятию своего зримого божка, свое простое и потому удивительное для «цивилизованного» зрителя земное воплощение.
«Черный рынок», который стал темой новой выставки, — это прежде всего способ заработать не отдав налогов государству. Здесь ведется незаконная продажа картин (деньги суете под коврик, картину вам оставят на лавочке около галереи) и овощей с огорода (овощи предлагается сделать самому из бумаги), самодельного вина (воспроизведен забор и табличка с адресом, где торгуют спиртным, в поселке Пятихатки на побережье Черного моря), здесь художники продают картину, при создании которой использовался детский труд (правда, добровольный), здесь стоит на колесиках макет стеллы «В честь 200-летия казачьего войска», возле которой в Краснодаре каждые выходные играет на пианист, только пианино заменено на самодельную барабанную установку. Мысль этой части выставки проста: хочешь жить — умей вертеться. Здесь есть открытый багажник автомобиля, а в нем — разнокалиберное оружие из коряг, веревок, шурупов, тряпок. Поразительно, как обозначаемый предмет трансформируется и почти теряет свою узнаваемый вид в «зиповском» воплощении. Эти толстые чурки, обмотанные тканью, могу превратиться в оружие только в фантазии очень увлеченного ребенка. Всё в исполнении ЗИП теряет свои очертания, становится не просто «криво сделанным», а обретает фантастическую форму «диких» истуканов и оберегов. Даже многочисленные спаенные из длинных гвоздей фигуры животных: богомола, вороны, змеи, кота, петуха — напоминают о гвоздевом фетише конголезцев. Видение мира «ЗИПов» дихотомично: фабричные объекты они последовательно воссоздают из природных материалов, а природные — из фабричных. Очаровывают виноградные листья из зеленого ковролина, плоды из крашеной бумаги.
Подобно первобытным культурам «зипы» мыслят мир разделенным на две части: надземную и подземную. Посюсторонний мир — мир света, мир белых стен галереи, мир государства, мир порядка, в котором мы все обитаем. Но есть другой, скрытый от на мир — мир «черного рынка», тайной, незаконной власти, в котором все приводится в движение совокупностью частных воль. Сверху «мировое дерево», снизу - «мировая ризома». Символом этого тайного мира становятся грибы: не мужчины, не женщины, не животные, не растения — они проводники в Царство, сведения о котором не укладываются в традиционные, «дневные» категории. Вот в зале стоит огромный гриб (на пороге написано «Вход в галерею»), в него можно зайти и ваша голова оказывается среди митинга грибков и насекомых, которые требуют, обещают, клянутся: повсюду транспаранты, лозунги, всё в таинственном освещении. Рядом с грибом-галереей — урна для голосования: проголосуйте за «Партию грибов и лишайников» (как это всё напоминает знаменитое «Ленин — гриб» Сергея Курехина). Вы опускаете «бюллетень» в урну, и смутно начинаете догадываться, что ваш сложенный вдвое листок пропал, оказался «по ту сторону», и что с ним теперь произойдет, знают только жители Подземного царства. Деньги за картину нужно класть под коврик. Торговля тут ведется даже не «из-под полы», а «из подполья».
В более ранней их инсталляции, «Стол управления» (2014) на 4-й молодежной биеннале «Стой, кто идет?!» художники инсценировали захват власти на макете Краснодара, расположенном на столе, наглядно показывая, как наземные перемещения революционеров управляются с помощью скрытых механизмов под столом.
Вспомните предыдущую выставку арт-группы «ЗИП» в этой же галерее, «Режим ожидания»: галерея казалась пустой и унылой, только пол, почему-то был непривычно высок. Но если догадливый зритель заглядывал в неказистую дверцу внизу, то оказывался в сумрачном пространстве, населенном идолами и фетишами, изнанкой краснодарской топографии.
В этот раз граница между мирами истончилась. Подземный мир вылез на поверхность в виде ножек и шляпок, как раньше он вылезал в «зиповских» инсталляциях в виде памятников и обелисков, не оставив больше места дню и порядку. И это единственная претензия к выставке со стороны благоразумного зрителя.
Текст: Сергей Баландин
Фото предоставны галереей XL