Текст и фото: Евгения Чернышова
Где твое убежище?
Здесь тревога обитает в одном месте с уютом. Здесь мы ходим каждый день, но не замечаем поэзии этих мест. Здесь живет красота, в которую мы не верим. Выставка Николая Чирятьева «Убежище» в галерее «Эрарта» исследует границы метафизики повседневности и учит правильно смотреть в темноту.
Экспозиция напоминает укромную комнату для интроверта. После разухабистой, кричаще яркой и переполненной людьми выставки Сергея Шнурова в малоосвещенном пространстве с работами Чирятьева словно попадаешь в другое измерение. Здесь темно, тихо, с картин мягким светом смотрит ночь, а в центре зала в металлическом тазу поблескивает перламутром морская раковина.
Колодец
Другой зритель, шагнув в сумрачный зал, почувствует, что проваливается в колодец. Мгновение невесомости, а дальше как повезет – будешь пребывать в бескрайнем ощущении отчаяния или растворишься в блаженстве долгожданного одиночества. Но остаться по колено в ледяной воде придется так или иначе.
В сми о выставке говорят преимущественно как о презентующей непарадный Петербург -здесь есть все его атрибуты: дворы, гаражи, фонари, панельные дома, снег, холод, мгла. Сам же создатель этой микровселенной городской тишины – недавний выпускник Петербургской Академии художеств Николай Чирятьев – говорит, что «Убежище» рассказывает несколько о других вещах. И Петербург здесь вовсе не главное действующее лицо. Занимают художника скорее темы одиночества, поиска себя и размышления о взаимопроникновении жизни и смерти. При этом в центре повествования по-прежнему человек, несмотря на то, что в серии работ (это около тридцати картин, написанных маслом) не нашлось места изображению людей.
Впрочем, «Убежище» действительно повествует о неком инсайде, но не городском, а общечеловеческом. Речь идет об уединенности, которая жизненно необходима каждому. Будь то собственная комната, сугроб под бетонным забором или простенок между гаражами.
Погружение
Грамотный подход к экспонированию помогает раскрывать идею художника – передвигаясь в полумраке от картины к картине, ищешь детали, сопоставляешь названия с изображенным, опять проваливаешься в какое-то странное ощущение. Страшно, одиноко и неожиданно уютно. Работы подсвечены так, что позволяют находкам художника в области цвета и света максимально проявить себя. Иногда кажется, что картины светятся изнутри, порой – что черный цвет вот-вот вырвется за пределы полотна. Во всех случаях обращаешь внимание на нежную поэзию тех мест, которые раньше казались мрачными и бездушными. От «Ноктюрна №4», на котором беспросветная мгла заволокла три четверти картины, перемещаешься к «Полярной звезде» (ночь, машины, в небе две звеняще-яркие точки) и постепенно переходишь к серии «Погружение» - это несколько работ, объединенных одним названием, ощущением покоя и пронзительной суровой красоты. Художник погружается в темноту сам, тянет за собой зрителя, тьма убаюкивает и успокаивает. Здесь, на глубине, хорошо остаться наедине со своими размышлениями – выясняется, что повседневность умеет отвечать на главные вопросы.
«Почти все действие на моих картинах этой серии происходит в темноте, но постепенно я понял, что здесь ночь – не более, чем формальность, - комментирует художник. – Сейчас ночь для меня скорее состояние души. Я наблюдал эти пейзажи в действительности и потом пытался передать не только игру цвета и света, но главным образом свое ощущение от этих мест – чувство созвучной моему внутреннему состоянию заброшенности».
Убежище
В некоторых спальных районах и дворах советской застройки кое-где можно обнаружить небольшой холм. Возвышение настолько сливается с пейзажем, что давно никто не обращает на него внимания. Летом холм покрывается скупой растительностью. Зимой дети скатываются с него на ледянках и картонках. Молчаливый холм – бомбоубежище. Картина, которую можно считать заглавным произведением выставки («Убежище»), изображает именно такое место. Неслучайно тишина, присутствующая на каждом холсте, кажется немного тревожной, а в безлюдных дворах читается смутное предчувствие возможной беды. Но сейчас здесь тихо и спокойно, и момент этот – главная интонация выставки.
«Убежище» - первая персональная выставка Николая Чирятьева. С уверенностью можно сказать, что высказывание художника удалось. Экспозиция позволяет зрителю задать себе нужные вопросы и найти на них ответы в сумрачных работах художника. Чирятьев создал серию пейзажей не столько городских, сколько метафизических, но вдохновленных городом и его незаметными тихими жителями.