Текст и фото: Ксения Егольникова
Первая Московская биеннале дизайна
С 11 по 16 апреля в Москве прошла Первая Московская биеннале дизайна – новый масштабный проект Центрального Дома художника (ЦДХ), Школы дизайна НИУ ВШЭ, Московского Музея Дизайна и Фонда поддержки и развития графического дизайна «Золотая пчела». На площадке ЦДХ были объединены и представлены едва ли не все направления современного дизайна: промышленный дизайн и средовой, графический и информационный, фэшн-дизайн, дизайн торговых пространств, дизайн элементов продвижения, событийный дизайн, футуродизайн. Василий Бычков – директор ЦДХ, отметил, что творческие люди разных направлений с воодушевлением присоединились к этому проекту. Действительно, на биеннале можно встретить работы и студентов, и начинающих дизайнеров, и уже признанных мастеров.
Выставочное пространство поделилось на множество секций с широким тематическим и функциональным диапазоном. От зарождения конструктивизма в СССР в 1920-х годах – к дизайнерским проектам машин будущего. Экспонировались изобретения в самых неожиданных областях человеческой деятельности – игровое пространство работы с музыкой соседствовало с системой уничтожения комаров.
Историческая часть раскрывается в экспозиции "Открывая утопию: забытые архивы советского дизайна", которую подготовил Московский Музей Дизайна. Видео инсталляция, с интервью бывших сотрудников ВНИИТЭ и подборкой журналов «Техническая эстетика» рассказывает о достижениях советского дизайна. Журнал был популярен среди профессиональной аудитории. В нем публиковались статьи по теории и истории дизайна. Издания ВНИИТЭ играли большую роль в повышении профессионального уровня художников-конструкторов. На подобных экспозициях становится важным мотив преемственности. Ведь не существует ничего отдельного, тем более в искусстве. Предыдущие поколения внесли свой вклад в развитие дизайна, в оформление того, чем мы теперь пользуемся. Эта выставка уже был показана в рамках Первой Лондонской биеннале дизайна и была удостоена награды Utopia Medal 2016.
С разработками советских конструкторов соседствуют современные проекты: аэромобиль с вертикальным взлетом и посадкой, пилотируемый транспортный корабль, кресло космонавта, перспективный скафандр от Центра прототипирования высокой сложности «Кинетика» при МИСИС. Также в разделе «Промышленный дизайн» можно увидеть концепт-кары - LADA Vesta SW cross и LADA XCode. Совместно с брендом LADA студенты кафедры «Дизайн» Московского Политеха попробовали заглянуть в будущее и создать макет машины. В разработке транспорта будущего студенты отвечали на вопрос, как изменится мир и какое влияние технологии окажут на облик этого мира, в частности, какое влияние они окажут на облик автомобиля. Результат получился неожиданный. Машина не схожа с современными автомобилями. Скорее, она напоминает летательный аппарат из фантастического фильма.
Посетители всех возрастов оценили очки виртуальной реальности с программой 3D рисования, а также трехканальную видеоигру Дмитрия Кавко «Ангелов переулок». По словам создателя, в игре осуществляется взаимопроникновение двух реальностей (нашей и виртуальной) в сознании играющего. В привычных картинах города помещаются элементы компьютерной игры, что производит эффект вторжения чего-то инородного в повседневность. Множество рычагов притягивали посетителей, но, увы, поле возможностей в игре исчерпывалось переключением панорам.
В рамках биеннале дизайна впервые в Москве представили свои разработки венгерские дизайнеры. Венгрия внесла значительный вклад в область науки и искусства. Но эта страна славится не только своим искусством и изобретениями, но и дизайном. Поражает разнообразие представленных объектов: портативная модульная удочка, светильник с проекцией звездного неба, светильник с неожиданным способом включения посредством «парящего» кольца, сканер, помогающий оценить гигиеническое состояние рук и многое другое. Молодые венгерские дизайнеры решают актуальные задачи современности и активно укрепляют позиции венгерских креативных индустрий в мире.
Туристический плакат в рамках фестиваля «Weltformat» переосмысляли ведущие швейцарские и южно-корейские графики. Посетителям биеннале дизайна было предложено совершить визуальное путешествие вместе с дизайнерами двух стран в Альпы и Южную Корею. Яркие виды природы, сильные эмоции путешественников – все это претворилось в смелые плакатные образы и острые композиции.
В настоящее время мы переживаем технологический прорыв, когда компьютер приобретает способность создавать изображения на основе требований, предъявляемых человеку. Лаборатория искусственного интеллекта и нейронных сетей «Центра исследований и инновационных разработок МГХПА им. С.Г. Строганова совместно с Кафедрой «Дизайн-Текстиль» проводит исследования в области воспроизведения элементов авторского «стиля» с помощью глубоких нейронных сетей и разрабатывает практические решения для художников и дизайнеров. Строгановская школа находится в поиске нового орнаментального языка XXI века. Этот язык способен нести не только эмоциональную, но и информационную нагрузку, активно интегрировать текст и фотографические изображения. В композициях исследователи совместно с компьютером синтезировали орнаментальные мотивы из традиционных народных промыслов (гжель, жостовская роспись) и надписи, геометрические фигуры и другие мотивы. Таким образом компьютер на основе уже имеющихся изображений создал нечто новое и уникальное.
Школа дизайна НИУ ВШЭ представила на биеннале дизайна выставку студенческих работ. Экспозиция объединяет различные области дизайна. Здесь представлены графические плакаты, анимационные ролики, 3D-мэппинг, предметы интерьера, а также коллекции студентов программы «Мода». Хочется отметить плакаты студентов. Лаконичные, с интересными концептуальными и дизайнерскими решениями, эти плакаты говорят о сегодняшнем дне на языке искусства. Выставка студентов Высшей Школы Экономики выгодно выделялась на биеннале.
В современном мире функции дизайна расширяются, спектр его влияния на нашу жизнь огромен. Причем это влияние распространяется не только на вещественный мир, но и на мир идей и стремлений. Сложно сказать, может ли Первая Московская биеннале похвастаться целостной художественной концепцией. Любая выставка должна работать со зрителем в первую очередь. Она должна заинтересовать, воспитать, увлечь. Донести до зрителя некие эстетические понятия. Особенно это касается такого крупномасштабного проекта, как биеннале. Хотелось бы, чтобы человек, посетивший биеннале, вышел с расширенным пониманием слова дизайн, получил представление о правилах формирования эстетики окружающей среды. Думается, что Московская биеннале дизайна со временем превратится в площадку, не уступающую другим уважаемым биеннале и существенно продвинет это направление в нашей стране.