События 5-11 марта

17:30, 05 марта 2018

Конференция «Феминизм 2000-х: современное искусство, медиа, литература и новые социальные практики»

8.03.2018-10.03.2018

ММОМА 

Экспертки, работающие в разных сферах, расскажут об образе «женщины», создаваемом современными российскими художницами (Ильмира Болотян), специфике театральной работы с социально острой проблематикой (Наталья Зайцева), Петербургском контексте феминистического искусства (Анастасия Вепрева и Анна Терешкина), о ридинг-группах, как инструменте самообразования (Лолита Агамалова и Оксана Кита), о феминистском активизме в Московских библиотеках (Александра Лаврова) и многом другом. Программа рассчитана на три дня, всего в это время выступят 20 спикерок и будет проведено 15 лекций.

Все события в рамках конференции бесплатные и по регистрации. Расписание на сайте музея.

Мимолетности

10.03.2018-31.03.2018

Перелетный кабак

«В 1915-1917 году композитор Сергей Прокофьев написал цикл фортепианных миниатюр под названием «Мимолетности». Истоком его вдохновения послужило стихотворение Константина Бальмонта с аналогичным названием.

Мне хотелось выразить ту же тему, но средствами не музыкальными, а живописными.

Я не знаю мудрости годной для других, 

Только мимолетности я влагаю в стих. 

В каждой мимолетности вижу я миры, 

Полные изменчивой радужной игры.

Не кляните, мудрые. Что вам до меня? 

Я ведь только облачко, полное огня. 

Я ведь только облачко. Видите: плыву. 

И зову мечтателей... Вас я не зову!»

Игорь Шелковский

-------------------------------

Игорь Шелковский родился в 1937 г. в Оренбурге. Учился в Москве в художественном училище имени 1905 года. В течение четырех лет работал реставратором фресок в Новгороде и Московском Кремле. В 1976 году эмигрировал во Францию. В 1979 году вместе с Александром Сидоровым организовал выпуск легендарного журнала «А—Я», посвящённого современному неофициальному искусству, литературе и философии и просуществовавшему до 1985 года. Работы Шелковского хранятся в собраниях Государственной Третьяковской Галереи (Москва), Государственного Русского Музея (Санкт-Петербург), Центра Жоржа Помпиду (Париж), Zimmerli Art Museum (США), Музее современного искусства Фонда Людвига и др. С 2001 года художник живет и работает в Москве и Париже.

Символы моды. Энергия эпохи

6.03.2018-10.04.2018

Хлебный Дом музея-заповедника Царицыно

6 марта, практически одновременно с 80-летним юбилеем модельера Вячеслава Зайцева, в Хлебном доме музея-заповедника "Царицыно" открывается выставка московских дизайнеров и художников, организованная совместно с Музейно-выставочным центром "Музей Моды".

На одной площадке соберутся современные дизайнеры, ювелиры, художники, фотографы и fashion-иллюстраторы, вдохновленные стилями прошлых эпох. В залах экспозиции, названных "Архаика", "Византия", "Средневековье", "Барокко", "Русский стиль", "Прекрасная эпоха" и "Авангард", посетители выставки смогут проследить, каким образом разные этапы развития моды и искусства в целом отражаются 

в работах современных дизайнеров. 

Художественным руководителем проекта выступает сам юбиляр, легендарный российский кутюрье Вячеслав Зайцев, который представит для экспозиции несколько своих моделей. Среди участников проекта – дизайнеры Лилия Гуреева, Галина Дрозд, Василиса Баклашова, Андрей Канунов, Валентина Аверьянова, Екатерина Давиденко, Алина Алайцева, художники Стелла Лабужская, Алёна Лавдовская, Наталья Берег, Светлана Бояркина, Евгений Елкин, Елена Сорока, Яна Файзутдинова, Елизавета Ермакова, Арсений Бочков и другие. Важное место на выставке отведено русскому стилю — национальной традиции нашей страны, представленной произведениями маэстро отечественной моды Вячеслава Зайцева и костюмами и аксессуарами Валентины Аверьяновой. 

Война под листьями

6.03.2018-24.03.2018

Галерея Борей (СПб)

«Война – противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие».

Лев Толстой

Тема войны, как и тема любви, вечна. И бесконечны формы ее осмысления и воплощения. В работах художников по металлу Антона и Павла Якушевых образ войны – это и ретроспекция, отсылающая к великим сражениям прошлого, и интроспекция, точно фиксирующая настоящий момент. Деструкция сознания современного человека проявляется здесь в самой концепции центральных образов: война есть расчеловечивание человека на всех уровнях. Образы здесь многозначны, а значения – диаметрально противоположны. Каждая работа открывает полярные грани смыслов: апофеоз зла, смерти и, напротив, трагедия искалеченного войной человечества, которое видится уже за пределами реального бытия. Безногие и безрукие солдаты движутся к невозможным, неосуществимым целям, к нерождённым детям. Эти скитальцы с чайниками и котомками наперевес обречены теперь на вечную свободу. Метафорой настоящего здесь становится образ расстрелянного времени, которое, в отличие от мягкого растекшегося времени Дали, грубо и материально. И особая стилистика малых форм, отличная от монументального искусства, создает сильное эмоциональное напряжение: тревожная ассоциация с детской игрой в оловянных солдатиков, которыми, возможно, будет играть наше больное поколение.

Идея проекта «Война под листьями» начала зарождаться у авторов во время экспедиций по местам сражений Великой отечественной войны. В этих походах присутствовала атмосфера сопричастности тем далеким событиям. Страшные находки – останки погибших как с советской, так и с немецкой сторон, будоражили сознание. Мысли и чувства, которые возникали, побуждали к творчеству. Свой замысел авторы воплощали на протяжении нескольких лет, создавая образы солдат, навсегда заблудших в сумерках поля боя. Пока не найден последний из них, война продолжается...

Антон и Павел Якушевы – художники из подмосковной Коломны. Братья на протяжении многих лет занимаются металлической скульптурой, но у каждого из них есть свои творческие предпочтения. Антон увлекается художественной графикой и кукольной анимацией, Павел – стрит-артом и написанием рассказов.

Антон и Павел, будучи еще студентами художественно-графического факультета Коломенского Педагогического Института, начали художественную работу с металлом, применяя различные техники и проводя творческие эксперименты. На их счету десятки тематических проектов и выставок, как совместных, так и индивидуальных. И они на редкость разнообразны: «Тяжелая иллюстрация» (металлические картины-иллюстрации к поэме В. Ерофеева «Москва–Петушки»); памятник Коломенскому Водовозу, который стал городской достопримечательностью и включен в путеводители; оборудование для Коломенской пастилы, изготовленное по старинным чертежам. 

Но лейтмотив, который можно проследить во всех художественных проектах Антона и Павла – гуманизм, любовь и сострадание к человеку. Авторы создают для своих героев отдельные миры: сны, заоблачные города, потустороннюю реальность... В этих мирах есть надежда на осуществление неосуществимого. И вечный спутник авторских проектов – образ ангела – тому свидетель.

Настоящим удостоверяется

С 6.03.2018

Галерея Osnova

6 марта в галерее Osnova на Винзаводе откроется выставка Елены Поповой "Настоящим удостоверяется", на создание которой Елену вдохновил фотограф и изобретатель Леон Варнерке.

В данной выставке Елена Попова продолжает исследовать социальные и политические вопросы через язык своих живописных инсталляций. В этот раз она впервые обращается к “гипнотической абстракции”, для создания которой она использует компьютерный код и повторяющиеся кругообразные движения.

Работа Елены Поповой представляет собой медиа-перформанс, созданный при помощи специальной программы и спроецированный на стену под музыку. В режиме реального времени компьютер воспроизводит изображения, напоминающие банкноты номиналом от 5 до 500 евро, поверх которых нанесены объемные изображения скульптур из коллекции музея Art and Archaeology в Линкольншире (Линкольн, Великобритания) и орнамент из многократно пересекающихся линий (гильоше).

На создание – инсталляции “This certifies that” – художницу вдохновила история изобретателя и фотографа Леона Варнерке. Используя понятные формальные образы: евробанкнота как символ единой экономической зоны, округлые повторяющиеся линии и алгоритмический программный код, генерирующий бесчисленное количество изображений, –художница создает зеркало нашего мира, гипнотическое влияние на который оказывает капитал.

Художница Елена Попова (Yelena Popova) родилась в России в 1978 году. Выпускница Royal College of Art. В 2014 году Курт Беерс включил Елену Попову в книгу о выдающихся современных художниках «100 painters of tomorrow». Работы Елены Поповой представлены в книге о современной живописи «Vitamin P3: New Perspectives in Painting» (экспертами для составления каталога выступили в том числе Ханс-Ульрих Обрист и Беньямин Бухло). В настоящий момент живет и работает в Ноттингеме, Великобритания.

Ключевыми как для живописных, так и для видеоработ художницы являются вопросы противоположностей, гармонии и баланса не только с эстетической точки зрения, но и в метафизическом или политическом контексте. Елена Попова также экспериментирует с живописными материалами. Определяющим свойством краски для нее является проницаемость, прозрачность, делающая видимыми все слои изображения.

Весенний самолет

8.03.2018-30.03.2018

Музей Москвы

8 марта в Провиантских складах откроется выставка современного художника, дизайнера Ольги Солдатовой. Работы Ольги возвращают зрителю мечту о полете, продолжая традицию картин, созданных «с запрокинутой головой».

Ольга Солдатова – архитектор по образованию, ее вдохновение – элементы «большого стиля» советской эпохи – времени, когда зародился уникальный сплав авангарда, ар-деко и классицизма. В работах, представленных на выставке «Весенний самолет» в Музее Москвы, точно и артистично отражаются художественные открытия советского монументализма, одним из которых стало иллюзорное «завоевание неба». 

На выставке будут представлены акварели, мозаика, панно, украшения. В них заметна любовь художника к мозаичному, наборному образу, которая проявляется в широком спектре материалов – от наждака и войлока до смальты и камня. 

Контраст невесомости полета и подчеркнутой тяжести, брутальности материала в произведениях Солдатовой - вид эксперимента, вызова. В работах Ольги воплотилась мечта, которая побеждает силы гравитации, наделяет человека свободой и новыми, ему ранее не свойственными, возможностями. 

Сугробы

6.03.2018-22.04.2018

11.12 Gallery

Выставка-комикс, в которой мы наблюдаем, как объекты сначала сглаживаются под слоем снега, набирают объём, теряют свою узнаваемость. По мере приближения весны, эти – ставшие абстрактными – формы начинают разрушаться. Следы людей и животных прорезают их, капель разъедает. Постепенно они исчезают. Каждая работа – это одно состояние, их череда показывает градиент изменения. Это – своеобразная реконструкция деформации, где формы и ходы скопированы у зимы.

Материалы: дерево, гипс, металл, окраска.

Апология заблуждений

14.02.2018 - 29.03.2018

Галерея Файн Арт (пространство на территории ЦСИ Винзавод)

Новый проект Дмитрия Шорина «Апология заблуждений» состоит из 14 картин, на каждой из которых изображен лес – густой, беспросветный, безлюдный, либо напротив не частый, с дорогой, деревья – стройные сосны, либо кривые или прямые березы. Магический лес Дмитрия Шорина наполнен неожиданностями, и это не сказочные чудеса, не леший, не русалка на ветвях и тому подобное, это …. Впрочем подобно Улиссу отправимся в странствие по лесу Художника с ним самим в качестве нашего Вергилия. Но прежде взгляд назад. Последняя персональная выставка Дмитрия Шорина состоялась в октябре 2015. Отчего молчал этот позитивный мастер, создавший на своих холстах ярко-зрелищный чувственный мир с его естественной сексуальностью, жадностью к жизни. Вероятно, «земную жизнь пройдя до половины», он «оказался в сумрачном лесу» (Данте), остановился и задумался, стремясь философски осмыслить суть бытия и свое место во времени. Мы не знаем, нашел ли художник истину, но свои поиски, сомнения, озарения и т.д. он изобразил очень поэтично в образах блуждания по лесу в поисках выхода из него.

Известно, заблудившись в лесу, мы ходим по кругу, постоянно возвращаясь к исходной точке. Д. Шорин о своих блужданиях: «Какая странная береза! Кривая, как будто назло. Буквы в коре кто-то вырезал. Наверное, лучше направо. Там мох и кустарник, и что-то краснеет такое… Пойду посмотрю». Краснеет красное платье и девичьи колени («Утро в лесу»), художник бросается в чащу, но видение исчезает, обнаруживается лишь старый велосипед (“Picnik”). «Лесной мираж – это странно. За елью ведь был человек. Я только хотел бы поближе к нему подойти и спросить, как выйти отсюда быстрее, скорее к дороге назад. Казалось, был дом у дороги, но там его нет, это снова мираж». Дом у дороги – отражение в старинном зеркале окружающих его частых прямых сосновых стволов (“April”), создающих готический пейзаж. Артефакты буквально заполняют лес художника. «Странная это береза! Кривая, как колено, с вырезанными в коре буквами. В глазах потемнело. Была ведь надежда, что это другая береза. Лучше налево… Смотреть лучше вдаль, миражи собирать». Память художника обращена в прошлое. Вот ниоткуда возникают овцы на пустынной лесной дороге («Барашки»), создавая аллюзию с барбизонцами, одинокий мячик («Таня») на склоне лесной горы отсылает нас к детству художника и его поколений («Наша Таня горько плачет»…). Что ищет художник, что увидим мы? «Какая дорога? Ведь это береза! Кривая, как будто назло! И две эти странные буквы! Пойду теперь прямо! Еще не темно». И снова артефакт. Старинное кресло с розовой обивкой на фоне группы нежных красивых берез, мягкий летний день, неяркий свет заполняет пространство картины. Кресло манит – сядь на меня, рядом с ним в траве пламенеет волшебный аленький цветочек. Это ли конечная цель поисков – легкая жизнь с исполнением любых желаний, без мучительных сомнений и забот? Ответ в будущих проектах мастера. Однако основной лесной мираж художника – самолет Concorde хорошо виден из-за кривых стволов берез, такие обычно растут на болоте. Кого возьмет в будущее эта машина?

Ирина Филатова

DATA MANIA. Выставка цифрового искусства Тайваня

Специальный проект международного фестиваля видеоарта Сейчас&Потом'18

5.03.2018 - 29.03.2018

ЦТИ Фабрика

«Маниакально скачивать как можно больше данных в последние несколько дней до оплаты счета, чтобы использовать все, что положено по вашему тарифу до истечения его срока действия. Data mania исказит ваше чувство времени и во многом повлияет на вашу личную жизнь.»

Кураторы: Хан Юн-Тинг, Ван Вен-Чи

Художники:

Пей-Ши Ту, «Абстракция и писк​елизация «Геннадий Головкин против Марко Антонио Рубио 18 10 2014», двуканальная видеоинсталляция

Вен – Синь Тенг, Синие слёзы, трёхканальное видео

Цан-Чен Ву, Натюрморт, смешанная техника  

Чхи- Мин Фан, В тумане – заброшенный город, двухканальная видеоинсталляция

Сен-Ю Чен, Портрет 2013 Дугласа Энгельбарта, видеоинсталляция

И-Е Ву, Долларовая почта, 2011-2013, вебсайт, документы

И-Е Ву, Волна, 2016, 4:40, одноканальная видеоинсталляция

Программа показа видеоработ.

Цифровая пауза: новые перспективы тайваньского видеоарта

Цифровая пауза – это новая коллекция видеоарта, представленная Osmosis, ведущим фестивалем Тайваня в области кино, видеоарта и музыки. Коллекция с разнообразными фильмами и видео современных тайваньских художников, работающих с движущимися образами и креативными технологиями.  Все художники выросли в цифровую эпоху и их работы откликаются на одержимость их ровесников цифровой культурой и дигитальной образностью, создавая диалоги между технологиями, фильмами и видеоартом.

Художники:

Чен Йин-Джу & Джеймс Т. Хон, Конечная трансмиссия, 2010, 15:40

Ли Ши-Чи, Краткая история упадка, 2014, 5:45

Ниу Джунь - Куань, Когда я старею с тобой, 2009, 5:10 

Хсю Че-Ю, Проверка микрофона: письмо Хуань Гуо-Джунь 2015, 25:18

Ву Цу-ань, Созерцание звёзд, 2017, 4:44 

Ву Чу-Ю, Спад, 2017, 15:00

Тепловое бессмертие

6.03.3018-20.03.2018

Перелетный кабак

Человеческий разум назвал «тепловой смертью» свой страх перед ледяным дыханием космоса. В торжестве холода заинтересованы невидимые цивилизации темной материи и их земные агенты. Они установили в России среднегодовую температуру −5.5 °С и сделали её своим оплотом. Русский холод порабощал тела и замедлял разум многих поколений, рождавшихся на её бескрайних заснеженных просторах. Однако само пространство сопротивлялось абсолютной власти холода и несло сквозь поколения волю к живому теплу.

Сегодня исторические формы этого сопротивления стали видимы: княгиня Ольга обогревала страну иноверцами; Наполеон плавил русский лед московским пожаром; «Победа над Солнцем» утверждала космический масштаб земного тепла. Русский космизм, предвидя власть человека над смертью, помог создать первые ракеты, открыв космическую эру.

Осознавая свою ответственность перед планетой, сбитой с толку глобальным потеплением, тепловые повстанцы должны внести ясность: мы призываем сказать решительное «Нет!» темным цивилизациям и их агентам в мировых правительствах, подчинившим человечество своей власти — власти космического холода.

Мы можем и должны сделать Вселенную ареной борьбы с холодом и встать на путь теплового бессмертия.

Отступить или ослабнуть — означает впустить холод в сердце и позволить ему поработить разум.

Все на борьбу с фабриками снега и хладообразующими машинами, размещенными в десяти регионах России, где температура опускается ниже −60 °С.

Холод, снег и лёд — это зло!

Сооружайте тепловые купола над городами!

Разводите костры!

Долг каждого — обогреть себя, людей и пространство вокруг! Все на борьбу с сугробами и энтропией!

Наши тепловые машины помогут в этом!

Растопим белое безмолвие!

Сбросим оковы холода, освободим человечество!

Амальгама

6.03.2018-17.04.2018

ARTIS Gallery

Выставка «Амальгама» группы «АИ», которая откроется в галерее ARTIS 6 марта, посвящена осмыслению понятия восприятия. 

Проект состоит из живописи, видео и объекта, объединенных навязчивой фрагментарностью, недосказанностью и таинственностью. Зрителю показывают что-то, как будто представляющее собой часть реальности. Но насколько эта реальность конечна и объективна, и вообще, реальность ли это?

Центральный образ экспозиции – зеркало. По сути, зеркало – это стекло, на которое нанесена отражающая эмульсия амальгама, что кардинально меняет свойства объекта. Вместо прозрачного, просвечивающего мир, он становится отражающим инструментом, дублирующим реальность.

Группа «АИ» показывает обратное движение – от зеркала к стеклу. Стадия исчезновения амальгамы с поверхности стекла демонстрируется в медитативном видео и в главном объекте экспозиции, где полустертые зеркала с уничтоженной амальгамой противопоставлены целостным.

Метафора трансформации и деконструкции зеркала отсылает к идее поверхности, как границе, отделяющей одну реальность от другой. Поверхность зеркала обманчиво демонстрирует образ реальности, на деле весьма искаженный (перевернутый). Поверхность же живописи выступает как точный документ сознания художника, но в случае с Группой «АИ» отображает скорее смутное воспоминание, лишенное какой бы то ни было конкретики.

АЛЕКСАНДР ОБРАЗУМОВ. РЕЖИМ ОГРАНИЧЕННОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ

07.03.2018 - 08.04.2018

ММОМА (Тверской бульвар, 9)

Московский музей современного искусства и галерея «Триумф» представляют персональную выставку Александра Образумова «Режим ограниченной функциональности», в которую вошли новые объекты и инсталляции художника, а также работы, созданные им в течение последних двух лет. Выставка проходит в рамках программы поддержки молодого искусства ММОМА, а также в рамках программы «Молодые львы» галереи «Триумф».

В выставочном проекте «Режим ограниченной функциональности» художник продолжает исследование повседневных ритуалов, обращаясь к анализу бюрократического восприятия действительности и конструируя мистическое зазеркалье современной офисной жизни. Все объекты в экспозиции будто выхвачены из «коллективного бессознательного» среднестатистических сотрудников корпораций, но лишены своих функций, представая перед зрителями в новом парадоксальном качестве.

Акция "Я покажу тебе музей"

11.03.2018, 10:00–20:00

ГМИИ им. А.С.Пушкина

В ГМИИ им. А.С. Пушкина 11 марта в шестой раз пройдет акция «Я покажу тебе музей». В этот день студенты Клуба юных искусствоведов покажут посетителям музей таким, каким они его знают и любят. Участники в возрасте от 13 до 18 лет займут места администраторов и экскурсоводов, пополнят ряды смотрителей-консультантов, полностью изменив привычную атмосферу музея. В этот день посетители больше узнают о жизни ГМИИ им. А.С. Пушкина, о его собрании, а также об отдельных произведениях.

Главная тема акции «Я покажу тебе музей» 2018 года – путешествие во времени. Посетители музея смогут пройти по залам в сопровождении исторических и легендарных героев – Сократа, Ричарда Львиное Сердце, Марины Цветаевой и других. Они помогут гостям музея посмотреть на знакомые памятники по-другому, взглядом современника, последователя, обожателя или критика.

С 10:00 до 19:00 в Главном здании музея и в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков будут проводиться специальные экскурсии и мини-лекции. Как связаны наука и искусство? Какую роль играют в искусстве женщины? Как в разные времена менялось представление о красоте? На эти темы будут размышлять участники акции, а поводом станут произведения из коллекции музея и не только. Темы экскурсий: «Почему у древнегреческих скульптур такие странные лица», «Тайны живописной техники старых мастеров», «История нескольких локонов: как менялась европейская прическа» и другие.

Кроме того, студенты КЮИ представят свои проекты-исследования «Муза или художница: роль женщин в изобразительном искусстве», «Классический музей в мире киборгов», «Арт-терапия. Искусство и творчество как инструмент психолога», созданные под руководством музейных специалистов, а также собственную книгу «Путешествие в XVI век. Путеводитель».

Помимо экскурсий, мини-лекций и презентаций для посетителей подготовлены игры и квесты. Посетителей приглашают поиграть в ассоциации, отыскать потерявшиеся фрагменты картин, придумать продолжение сюжетов известных произведений искусства и многое другое.

Самые маленькие гости (от 5 лет) смогут узнать о популярных легендах и мифах, встречающихся в произведениях искусства. Многие квесты можно будет пройти самостоятельно, скачав специальное приложение.

Акция этого года отличается музыкальностью. Весь день в залах музея будет звучать живая музыка, а небольшой хор, перемещаясь по залам, будет исполнять композиции, тематически связанные с экспозицией.

Для посещения события необходимо приобрести входной билет в музей.

Для участия в некоторых из мероприятий необходима регистрация.

Программа:

С 11:00 до 19:00 — экскурсии (Главное здание, Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков) и мини-лекции (Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков) — каждые полчаса;

С 12:00 до 18:00 — экскурсии для детей (Главное здание, Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков)— каждый час;

15:00 — презентация книги «Путешествие в XVI век. Путеводитель»;

16:00 — презентация проекта «Классический музей в мире киборгов»;

 

19:00 — торжественное завершение акции.