Клуб коллекционеров и наследников художников при отделе личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина совместно с наследниками художников 1920–1950-х годов начинает работу по программе «“Плеяда”. Наследие художников 1920–1950-х годов». Новый проект объединит исследовательское, выставочное и образовательное направления с целью реконструкции художественных явлений поставангардного периода в отечественном искусстве.
В центре внимания проекта «вхутемасовское потерянное поколение» — ученики и преподаватели ВХУТЕМАСа, которые проявили свой талант в 1920-х — начале 1930-х годов, но потом были или физически уничтожены, или репрессированы, или жестко вытеснены на край художественной жизни. Это Б. Голополосов, А. Козлов, Н. Григорьев, Р. Семашкевич, Ю. Щукин и др. — яркие, смелые мастера, формировавшие собственное, «поставангардное» искусство. Это явление дополнено именами из круга московских художников, оставшихся за границами официально признанного социалистического реализма: М. Соколов и Е. Ермилова-Платова, участники выставок группы «13» А. Софронова, Б. Рыбченков, а также Е. Левина-Розенгольц, М. Аксельрод и многие другие. Важным объединяющим фактором этих стилистически разных художников станет отстраненность их творчества от нарочито-бодрого официального духа, присутствие в их работах обнаженной, личностной, искренней интонации. ГМИИ им. А.С. Пушкина обладает значительным количеством графических произведений художников «потерянного поколения» — более 1000 работ.
Первый вечер в рамках программы прошел 14 мая и был посвящен искусствоведам В.Н. Шалабаевой и О.О. Ройтенберг, всю жизнь занимавшейся «возвращением из небытия» имен художников и предложившей термин для обозначения этого явления – «Художники “Плеяды”».