Павел Отдельнов: "Это проект о той части нашей жизни, которая всегда рядом с нами, но которую мы практически никогда не замечаем, обходим стороной"
Московский музей современного искусства при поддержке галереи «Триумф» представляет выставку-исследование Павла Отдельнова «ПРОМЗОНА», рассказывающую о комплексе химических заводов в его родном городе Дзержинске (Нижегородская область). Хронология проекта насчитывает более четырёх лет и включает в себя шесть разделов, которые будут представлены вместе впервые. При подготовке проекта Отдельнов исследовал территорию заводов в её текущем состоянии, архивы, газеты того времени, а также обратился к личным историям людей, работавших на химическом производстве. Задействуя различные медиа — живопись, фотографию, видео, инсталляцию, текст и реди-мейд — художник предлагает взглянуть на ушедшую эпоху в её историческом и персональном измерении. Сергей Чебатков специально для АртУзла поговорил с Павлом о выставке, зрительской трактовке и о том, на что стоит обратить отдельное внимание при осмотре экспозиции.
Над интервью работал Сергей Чебатков
Фото предоставлены ММОМА
Дарья Камышникова, Василий Церетели, Павел Отдельнов.
Фото: Иван Гущин, Иван Новиков-Двинский, открытие выставки Павла Отдельнова "Промзона", ММОМА, 2019
Сергей Чебатков: Ваш сегодняшний проект это плод многолетней работы. Что в нем самое главное именно для вас?
Павел Отдельнов: Это проект о той части нашей жизни, которая всегда рядом с нами, но которую мы практически никогда не замечаем, обходим стороной. Я столько раз проезжал мимо заводов, на которых работали мои предки, столько раз видел эти заводы снаружи, но лишь после того, как попал на территорию одного из них, я понял, что это огромная тема, которая должна быть исследована. Я стал собирать материалы, путешествовать по этой промзоне. Вначале у меня даже не было цели делиться этим опытом с другими людьми. Мне было интересно погрузиться в эту историю самому. Но так сложилось, что возникла одна серия работ, потом я начал другую, третью. И все это собралось в мегапроект. Я работал над ним четыре года. Мне даже трудно говорить о нем в прошедшем времени, потому что он стал для меня настоящим образом жизни.
С.Ч.: Выставка разделена на несколько разделов. Это самостоятельные художественные единицы, или, все-таки, части единого целого?
П.О.: Конечно, это части единого целого. В каждой из них я исследую одну и ту же проблему, но с разных сторон. В одном случае я человек, который сидит в архивах, листает старые газеты и ищет истории. В другом случае я как сталкер, который бродит среди руин, в третьем — я птица, которая летает над заводами и смотрит, во что они превратились сегодня. В другом случае я выступаю в роли журналиста, который берет интервью. Все это разные подходы, разные срезы одной реальности и здесь, на моей выставке, я объединяю их в один проект. Я бы очень хотел, чтобы зрители могли соотнести увиденное здесь со своими личными историями.
Фото: Иван Гущин, Иван Новиков-Двинский, открытие выставки Павла Отдельнова "Промзона", ММОМА, 2019
С.Ч.: Во время моего осмотра выставки я случайно подслушал разговор двух посетителей. Один из них говорил, что ваша выставка – это переживание художником внутренней детской травмы. Как вы относитесь к такой трактовке вашего проекта?
П.О.: Я согласен с тем, что мы все в той или иной мере травмированы нашим прошлым. Но я не считаю, что в моем проекте речь идет только о моей травме, скорее здесь можно говорить о некоей коллективной травме, которую разделяем мы все.
С.Ч.: Несмотря на явные ностальгические нотки, мне, тем не менее, показалось, что в вашем проекте присутствует и изрядная доля оптимизма. Ваша выставка, она только про прошлое или все-таки еще и про будущее?
П.О.: Скорее про настоящее продолженное. Я бы сказал, что это такой континуум, в который я погружаю зрителя. Для меня принципиально важно не делать разделения между разными временами. И я думаю, что живопись помогает справиться с этой задачей. Стоя перед картиной зритель может оказаться в продолженном времени.
Фото: Иван Гущин, Иван Новиков-Двинский, открытие выставки Павла Отдельнова "Промзона", ММОМА, 2019
С.Ч.: На какую из ваших работ, представленных на этой выставке, вы хотели бы обратить особое внимание зрителя?
П.О.: Я посоветовал бы обратить внимание на серию «Доска Почета». На выставке «Промзона» я впервые показываю ее не на отдельном стенде, а помещаю в специально спланированное пространство. Не буду вдаваться в подробности, но, мне кажется, что посмотреть ее будет интересно.
С.Ч.: «Промзона» — это уже законченный проект или следует ожидать его дальнейшего развития?
П.О: В настоящий момент он закончен, но, я думаю, что какие-то ответвления у проекта обязательно будут.