Миёнг Ким: «Культура каждой новой страны или региона, их атмосфера подпитывают меня»
Партнерский материал с ЦСИ Винзавод
Международная резиденция на Винзаводе открылась в 2017 году вместе с проектом Открытые студии и является частью международной программы Фонда поддержки современного искусства Винзавод. Благодаря ей художники со всего мира приезжают на Винзавод, один из крупнейших центров современного искусства в России, и создают свои работы. Сейчас в мастерской Открытых студий работает южнокорейская художница Миёнг Ким (Miyoung Kim). Ее интересует связь фотографии, видео, скульптуры и пространства. Сейчас она работает над проектом, в котором исследует символизм русского языка и пытается осмыслить хрупкость времени и человеческой памяти. Мы поговорили с художницей об опыте резиденций, культурной разнице и путешествиях, как способе вдохновения.
Миёнг Ким
Винзавод: У тебя богатый опыт посещения арт-резиденций: ты путешествовала в Ансан (Gyeonggi creation center residency), Сеул (The Workshop for emerging artist), Буэнос Айрес (Artist in Residence). В какой тебе понравилось больше всего?
Миёнг Ким: Все верно. Каждая резиденция для меня особенная. Это ценный опыт взаимодействия с художниками и кураторами, шанс прочувствовать новую культуру. Арт-резиденции дают стимул для развития.
В.: Что художники обычно делают в арт-резиденции?
М.К.: Арт-резиденция помогает наладить связи с художниками, кураторами, менеджерами — всеми, кто имеет отношение к искусству — и дает возможность художнику выразить свои мысли с помощью медиума, который он предпочитает.
В.: Над какой идеей ты работаешь на Винзаводе?
М.К.: Я визуализировала свой взгляд на коллективную и личную память и жизнь. В Москве легко увидеть следы советского прошлого и следы тех, кто сопротивлялся системе. Я нахожу знаки повсюду: скажем, на блошином рынке или в торговом центре. Люди в России хранят историческую память и выражают своё отношение к событиям прошлого. Мне хочется проследить связь между таким восприятием истории и идеей «хранения времени и памяти».
В.: Назови самый странный опыт, который случился с тобой в резиденции?
М.К.: Однажды я не спала пять ночей подряд, потому что готовилась к заключительной выставке в резиденции. После открытия экспозиции я семь дней не вставала с кровати. Это было дико. Я больше не хочу повторять, достаточно этого опыта!
В.: Расскажи, что заставляет тебя так часто путешествовать?
М.К.: Я часто меняю обстановку: стараюсь окунаться с головой в новые пространства и верю, что смена окружения помогает концентрироваться и подталкивает к работе. Культура каждой новой страны или региона, их атмосфера подпитывают меня — это сложно описать словами.
Новые впечатления переплетаются с моим опытом, культурным бэкграундом, философскими и литературными концепциями, с которыми я работаю — и идея нового арт-объекта, как вспышка, приходит на ум.
В.: Почему на этот раз ты выбрала арт-резиденцию в России?
М.К.: Я черпаю вдохновение из литературных произведений и собственного опыта, предпочитаю работать в смешанной технике: экспериментирую с фотографией, инсталляцией, скульптурой и перформансом на протяжении последних лет. Москва занимает важное место в истории перформанса и искусства в целом, а также внесла неоценимый вклад в развитие литературы.
Два месяца в Открытых студиях достаточно, чтобы провести время с писателями и художниками из России. У меня есть идея коллаборации: я планирую посетить архив и связаться с местными поэтессами и художницами, провести живой перформанс в резиденции Винзавода.
В.: Назови современных художников из Южной Кореи, о которых должны знать в России?
М.К.: В Корее много отличных художников, но я уверена, что каждый долен знать хотя бы двух: Бул Ли (Bul Lee) и Суки Сокён Канг (Suki Seokyeong Kang) — они международные суперзвёзды.
Бул Ли эмигрировала в Америку из Южной Кореи, потому что её отец имел отношение к Северной Корее. После эмиграции жизнь художницы резко изменилась: она заинтересовалась идеями политического активизма и феминизма. Я видела её работы в крупнейших мировых галереях, таких как Tate Mordern в Лондоне. На Венецианской биеннале в этом году она показала “Aubade” (Прим. фр. Утренняя серенада): в виде инсталляции изобразила демилитаризированную зону (DMZ) между Северной и Южной Кореей —символ трагедии разделённого государства.
Суки Сокён Канг — так же, как и Бул Ли, ключевая фигура корейской арт-сцены. Она работает с живописью и инсталляцией. Как художницу её интересует взаимосвязь между структурой общества и корейской культурой. Из её работ сразу приходит на ум инсталляция “Grandmother Tower” — трогательное послание художницы своей умирающей бабушке.