Лизавета Матвеева: «SAM FAIR — это, в первую очередь, экспериментальная площадка»
Над интервью работала Юлия Крышевич
Фото предоставлены пресс-службой SAM FAIR
5-6 октября на территории Музея стрит-арта в Санкт-Петербурге в третий раз прошла ярмарка современного искусства SAM FAIR. Девиз ярмарки: "Искусство в каждый дом" — работы художников, представленные на площадке в этом году, стоили не дороже 50000 рублей. О преимуществах и перспективах продажи искусства по доступным ценам в интервью «Арт Узлу» рассказала куратор SAM FAIR Лизавета Матвеева.
Лизавета Матвеева
Юлия Крышевич: Как родилась идея создать SAM FAIR?
Лизавета Матвеева: Мне кажется, здесь было несколько движений с разных сторон: Музей (здесь и далее — Музей стрит-арта – прим. ред.) почувствовал потребность в том, чтобы сделать ярмарку современного доступного искусства, одновременно с этим в среде художников зрело желание продавать свои работы (подходящих площадок для этого было очень мало). Незадолго до SAM FAIR появилась ярмарка объединения «Север-7» — множество самоорганизованных маркетов, проходящих на разных площадках, где художники представляли свои работы. Музей почувствовал потребность людей покупать, смотреть и общаться и решил создать нечто масштабное. Так родилась SAM FAIR. Меня пригласили стать куратором проекта.
Ю.К.: Формат площадок, продающих современное искусство по сравнительно невысоким ценам, действительно набирает популярность: кроме упомянутой Вами ярмарки объединения «Север-7», можно вспомнить торги аукционного дома Vladey «Все по 100», аукцион «Простое искусство» в галерее Марины Гисич. Как Вы считаете, такой формат имеет шансы прижиться в России?
Л.М.: На мой взгляд, пока это наиболее органичная форма для нашей среды. Говорят, в России нет арт-рынка: существует лишь немного галерей и узкий круг коллекционеров, готовых покупать дорогие работы. Гораздо больше людей, которые принадлежат к среднему классу и интересуются искусством — на них мы и ориентируемся. Молодежь не хочет больше тратить деньги на привычный поход в ресторан или кинотеатр — и ищет другой формат развлечений. По этой причине возрастает популярность арт-бранчей и различных образовательных программ. Ярмарка современного (недорогого) искусства — подходящий формат для посетителей с достатком выше среднего, куда каждый может прийти и приобщиться к событию.
Ю.К.: Подобные ярмарки могут стать мейнстримом?
Л.М.: Вряд ли. Искусство в любом виде — это не среда для широкой публики. Это не для всех. Например, среди аудитории, посетившей SAM FAIR в прошлом году и в этот раз, почти не было пожилых гостей. Зато были люди, заинтересованные в новом виде досуга: они ищут новых впечатлений и приходят в основном за этим. Понятное дело, что в России многие ведут совершенно другой образ жизни — ярмарка современного искусства им не будет столь интересна. Тем органичней смотрится место проведения SAM FAIR — Санкт-Петербург: региональные художники охотно едут в северную столицу, так как организовать подобную ярмарку в их родном городе не представляется возможным.
Ю.К.: Одна из целей ярмарки SAM FAIR — создание культуры коллекционирования объектов искусства в непрофессиональных кругах. На Ваш взгляд, в России может сложиться круг коллекционеров-любителей, покупающих искусство по доступным ценам? Или постепенно люди придут к коллекционированию более дорогих произведений?
Л.М.: Думаю, возможны оба варианта. Будут покупатели, желающие оставаться на определенном уровне, приобретая сравнительно недорогие работы; будут и те, у кого возникнет азарт, — им захочется погружаться в среду коллекционирования, инвестировать деньги в искусство.
Лизавета Матвеева (слева) с директором Музея стрит-арта и ярмарки SAM FAIR Татьяной Пинчук (справа)
Ю.К.: 4 октября состоялось открытие SAM FAIR. Гости, купившие работы художников, — завсегдатаи ярмарок, опытные коллекционеры или аудитория, которая только начинает проявлять интерес к покупке современного искусства?
Л.М.: Были и те, и другие. Я видела знакомых, которые давно занимаются коллекционированием, — они выходили с ярмарки с пакетами. Были среди покупателей и неожиданные лица. Судя по результатам предыдущего дня, нам удалось привлечь новую аудиторию, которая органично вписалась в событие и проявила активность.
Ю.К.: SAM FAIR в этом году проходит в третий раз — в прошлом году в Москве состоялся III Биеннале уличного искусства «Артмоссфера». Какие параллели Вы видите между фестивалями, в чем их существенные отличия?
Л.М.: Сложно сказать. Все-таки, «Артмоссфера» держит фокус на стрит-арте — я была на фестивале в 2018 году: почти все работы, которые я там увидела, относились к уличному искусству. Музей стрит-арта представляет искусство более широкого диапазона, художники не ограничивают себя рамками одного направления. Живописцы иногда делают муралы, уличные художники берутся за холст с красками. Здесь стрит-арт воспринимается как синоним современного искусства. Что касается самой SAM FAIR, на ярмарке представлены совершенно разные работы, ведь речь идёт о современном искусстве, которое опять-таки стрит-артом не ограничивается.
Ю.К.: Вы сравниваете SAM FAIR с Cosmoscow?
Л.М.: Не вижу в этом особого смысла: у нас разная аудитория, разные цены, концепции и, что важно, отличается эстетика. Конечно, мы следим за новостями и очень гордимся, когда кто-то из наших участников оказывается на Cosmoscow или даже побеждает в одной из номинаций. Некоторые художники, принимавшие участие в Cosmoscow, в этом году приехали на SAM FAIR. Безусловно, между ярмарками есть пересечения, и это здорово.
Лизавета Матвеева с директором Музея стрит-арта и ярмарки SAM FAIR Татьяной Пинчук
Ю.К.: В ярмарке принимают участие как молодые авторы, так и мэтры современного искусства. Чем может быть интересно участие в SAM FAIR для состоявшихся художников?
Л.М.: SAM FAIR — это, в первую очередь, экспериментальная площадка: здесь возможно показать работы, которые бы рисковали выглядеть неуместно в коммерческой галерее или в музее. Ярмарка представляет отличную среду для привлечения новой аудитории, нетворкинга. Художники могут общаться со зрителем и коллегами из других регионов в интерактивном формате. Не секрет, что конечная цель любой ярмарки — продажа произведений, но и для этого здесь существует много форм и способов: художники самостоятельно отбирают произведения, завязывают знакомства, интегрируются в контекст события.
Ю.К.: Пока что участники SAM FAIR — представители стран СНГ, в то время как на выставках Музея стрит-арта можно увидеть много работ иностранных авторов…
Л.М.: Да, мы думаем о том, чтобы приглашать зарубежных художников. На первой SAM FAIR были иностранные участники, но они выступали с более перформативной историей. Таким образом, мы планируем приглашать художников из других стран как специальных гостей, а не отбирать среди них участников ярмарки по результатам открытого конкурса.
Ю.К.: Тема первой ярмарки SAM FAIR — «Бешеные торги», в этом году официально тема не заявлена. В чем причина такого решения, может ли оно повлиять на творческую активность художников?
Л.М.: Мы поняли, что тема ярмарки плавно перетекает в ее формат. В 2018 году, например, была заявлена тема «Супермаркет»: образ супермаркета — как раз то, к чему мы стремимся в нашей деятельности. Так, убрав тему, мы определили формат мероприятия. Что касается влияния, я считаю, что для художников отсутствие определенной тематики лучше: авторы могут самостоятельно решать, какие работы представить на выставке, не подстраиваясь под заданные критерии.
Арт Узел благодарит пресс-службу ярмарки Sam Fair за помощь в организации интервью .