Искусство − это хлеб
Весна в этом году выдалась необычная. Людям искусства пришлось вдохновляться не живописными пейзажами и интересными лицами в толпе, а предметами интерьера и натюрмортами из «Delivery Club». Но разве творцу мешают ограничения? Междисциплинарная художница Анастасия Алёхина своим примером подтверждает, что заниматься творчеством можно в любых условиях. А ещё ей удаётся совмещать приятное с полезным и творить добро.
Текст: Виктория Арутюнян
III место в конкурсе текстов о современном искусстве «Сменим тему» в номинации "Эссе"
Фото: Анастасия Алёхина
Я совершенно случайно узнала о социальном проекте «Скульптуры из хлебного мякиша и плесени» и захотела поделиться его историей. Просто потому, что эта работа является образцом нестандартного взгляда на всем надоевшую тему. Да, мы не можем отменить самоизоляцию, но в наших силах изменить отношение к ней и увидеть в слове «коронавирус» намёк на новые модные тенденции… Впрочем, обо всём по порядку.
Фото: Анастасия Алёхина
В условиях ограниченного доступа к привычным художественным материалам Анастасия Алёхина решила создавать скульптурные композиции из плесени и хлебного мякиша. Таким, по её мнению, будет визуальное воплощение постигшего планету кризиса. У проекта есть не только эстетическая, но и социально значимая составляющая. Художница планирует на одном из этапов организовать акцию поддержки нуждающихся врачей и медицинского персонала в бедных регионах.
Фото: Анастасия Алёхина
Автор проекта проводит параллель между мировым кризисом и состоянием хаоса, в котором оказывается человек. Всё, что происходит за окном, представляется нам враждебным и беспорядочным, не имеющим смысла. Каждый из нас сегодня − узник без срока выхода на волю. У этого времени должны появиться символы и легенды, которые помогут людям приспособиться, принять ситуацию. Очевидный «бренд» новой коронавирусной инфекции − корона. Не золотая, а простая.
Фото: Анастасия Алёхина
У Анастасии Алёхиной, как и у большинства россиян, оказалось достаточно свободного времени, и она начала использовать подручные материалы по новому назначению. Хлебный мякиш − традиционное средство для лепки фигурок заключёнными в тюрьмах. Мы, заключённые в квартирах, можем последовать этому вдохновляющему примеру. Более того, в народной культуре хлеб как материал символизирует дар свыше, жизнь, сакральность.
Фото: Анастасия Алёхина
Выполненная из плесени и мякиша корона напоминает о незначительности и быстротечности происходящего. Облечённый властью монарх оказывается беспомощным перед лицом новых угроз. Золото обесценивается. Народ вспоминает сказку о голом короле и критикует власть. И вот уже символ величия становится зловещим знаком, живым свидетельством опасности, разрозненности, раскола. Такова роль плесени в работе художницы.
Фото: Анастасия Алёхина
С плесенью в принципе нельзя работать свободно. Анастасия Алёхина хранит её в колбе и прикасается к материалу для поделок только в перчатках и респираторе. Весьма символично в нынешних условиях… Но плесень можно рассматривать и как устойчивую жизнь, как восстающего из пепла феникса. А вдруг мы и есть плесень, которая скрывается за мифами, идеальными фотокарточками, бесчисленными украшениями? Только от нас зависит, когда мы выйдем на свет в полном смысле этого слова, отбросим лишнее и увенчаем головы другими − естественными − коронами.
Фото: Анастасия Алёхина
Итак, арт-объекты Анастасии Алёхиной ждут своего часа и полноценной презентации. Вторая часть проекта - выпуск небольшого количества брошей в виде корон. Сделанные из мякиша и плесени, они для прочности и в целях безопасности покрыты ювелирной смолой. Половина средств от продажи каждой броши будет направлена на поддержку врачей. Автор проекта не понаслышке знает, что значит быть врачом: её мама работает в региональной больнице.
Фото: Анастасия Алёхина
Корона может стать (или уже стала) символом 2020 года. Но простая демонстрация всего, что связано с коронавирусом, уже не удивляет, а раздражает уставших от ограничений людей. Другое дело − благотворительность. Искусство без границ может изменить чью-то жизнь. Кто-то получит дополнительные средства, кто-то − эстетическое наслаждение, а кто-то, подобно смелой художнице, почувствует себя нужным и важным. Именно этого мне не хватает весной 2020 года. А вам?