Текс и фото: Екатерина Павленко
Куда уходят искусства в посткарантинном пространстве?
21 июня 2020 г. старейшая британская воскресная газета The Observer (The Guardian) опубликовала статью: «Будущее искусств: «Мир входит в визуальное искусство в человеческом масштабе».
Автор обзора, Лаура Камминг, известный арт-критик, искусствовед и журналист, констатирует, что после трехмесячного перерыва, вызванного карантинными мерами, направленными против распространения Ковид-19, мир изобразительного искусства неузнаваемо преобразился. Инфекция неожиданно и безвозвратно прервала хоровод интереснейших сменяющих друг друга по всему миру биеннале, выставок, ярмарок, аукционов. Раскрутить этот маховик мероприятий в прежнем объеме в ближайшее время точно не удастся. Не факт, что удастся когда-нибудь. Сокращение допустимого количества посетителей, очевидно делает нерентабельным большинство мероприятий: будущий доход не только не принесет прибыли, но и не покроет расходов организаторов на аренду/доставку экспонатов, их страховку и обеспечение функционирования показа.
Текст и фото: Екатерина Павленко
Фото: Екатерина Павленко/ART Узел
С одной стороны, это хорошо. В последние годы зрители активно жаловались на толпы таких же как они посетителей, заполонявших залы престижнейших выставок и затрудняющих наслаждение искусством каждому отдельно взятому человеку. С другой, - современные реалии просто не оставляют выбора тем, кто был готов любоваться знаковыми произведениями искусства в любых условиях.
Видимо, будущее за очень продуманными проектами: небольшими по объему и очень растянутыми во времени; за постоянными коллекциями и за виртуальной реальностью. Разогнавшийся мир стопорится и сбавляет обороты: нравится нам это или нет.
За четыре дня до выхода в свет указанной статьи в Москве открылся ряд музеев, предоставив мне возможность ознакомиться с реальностью, описанной Камминг, воочию.
Эксперимент был прост и максимально ясен: посетить большинство открывшихся площадок, хорошо известных москвичам и пользовавшимся популярностью в докризисный период; посмотреть, что происходит, какой отклик мероприятия находят в сердцах зрителей и на основе увиденного сделать какие-то выводы.
Фото: Екатерина Павленко/ART Узел
Эксперимент и его итоги.
Очередной Указ мэра Москвы о поэтапном снятии ограничений в столице от 8 июня 2020 г. разрешил открытие музеев, готовых принимать посетителей с 16 июня 2020 г. Степень готовности определялась самими музеями и подтверждалась Роспотребнадзором.
Таким образом, 16 июня 2020 г. в Москве открылись далеко не все выставочные площадки, сильно ограничив выбор для проведения моего сугубо частного исследования, но их было достаточно для подведения хоть каких-то итогов.
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ: долгожданное открытие. Мультимедиа Арт Музей, Москва. Вторник. Отличная погода. Беспрецедентные меры безопасности. Стоимость билета на 11 выставок составляет всего 500 р.
Фото: Екатерина Павленко/ART Узел
Казалось, что день открытия музеев изголодавшаяся по культурным событиям Москва ждет с огромным нетерпением.
Час Х настал, двери храмов искусства распахнулись и в них толпами устремились … веселые журналисты. Простая публика в музеи не пришла.
Ранее директор МАММ, Ольга Свиблова, рассказала о готовящихся очень жестких мерах безопасности: “Мы планируем вернисаж при всех супермерах защиты. Защита у нас как в больницах, где есть красная зона и зеленый коридор. И посетители, и сотрудники будут входить в музей в бахилах, в новых масках, потому что в старой маске я не пущу... Вот в таком виде будет существовать музей”.
Фото: Екатерина Павленко/ART Узел
И все было так. Были и маски, и бахилы, и санитайзеры, и предельно вежливый персонал, настаивающий на неукоснительном соблюдении вышеуказанных мер.
И фотограф у входа, фиксирующий моменты облачения, тоже был. Были и интереснейшей выставки. Целых 11 штук, включая масштабную ретроспективу фоторабот легендарного Александра Слюсарева.
Было все. Не было только кофе и зрителей. Настроения тоже особо не было: когда искусство подается с больничными правилами, становится очень грустно.
В результате, по выставочным залам одиноко и слегка потеряно ходили люди с камерами, штативами и микрофонами. Фотографы позировали друг другу у выставочных экспонатов, ведь в репортажах должна быть публика - публика, которой нет…
Фото: Екатерина Павленко/ART Узел
Все было очень странно и очень волнительно. Странно снимать пустые залы. Волнительно, потому что делая исторические фотографии, ты одновременно снимал историю – историю современную, где случайно оброненная бахила, мгновенно становилась и экспонатом, к которому устремлялись фотографы, и объектом повышенной опасности, который охраняли служители музея от все тех же фотографов и журналистов.
По неофициальной информации за первый день работы МАММ посетило только 150 человек. Интересно, сколько из них было журналистов?
ДЕНЬ ВТОРОЙ: Музей современного искусства ГАРАЖ. Пятница, теплый безветренный вечер. Адекватные меры безопасности. Вход свободный по акции гипермаркета современной одежды UNIQLO.
Фото: Екатерина Павленко/ART Узел
Собственно, эта акция и время ее проведения определили мой выбор музея во второй день эксперимента: было интересно как бесплатный вход и удобное время скажутся на посещаемости. Забегая вперед скажу, что практически никак не сказались. Бесплатные билеты выбраны не были.
В ГАРАЖЕ было пусто. Не так звеняще пусто как в ММАМ, но все же. Кадры с живыми персонажами надо было караулить.
Фото: Екатерина Павленко/ART Узел
Иллюзию посетителей создавали молодые сотрудники музея. Их было много. Они были все также любезны и приветливы, но не так строги как их коллеги в МАММ: маска в ГАРАЖЕ обязательна, перчатки нет. Про бахилы никто не слышал.
Впрочем, не боязнь инфекции распугивала публику. В парке им. Горького народу было много и никто не соблюдал НИКАКИХ мер безопасности. Видимо, проблема низкой посещаемости музея в чем-то другом. Может погода была слишком хороша и всем было не до музея?!
Фото: Екатерина Павленко/ART Узел
Печально, ведь в двух шагах от столь притягательных фонтанов можно было увидеть как трепетно хранят сотрудники музея «Наши белые сны» - новую прекрасную выставку, посвященную Востоку.
ДЕНЬ ТРЕТИЙ: Центр современного искусства ВИНЗАВОД. Суббота, полдень проливной дождь стеной. Вход свободный, работало 10 павильонов.
ПРЕКРАСНЫЕ ЛЮДИ мне встретились в Центре современного искусства Винзавод.
Фото: Екатерина Павленко/ART Узел
Суббота и дождь, равно как как пятница и жара не способствовали бурной встрече зрителей с искусством, но столь разные погодные условия способствовали чистоте эксперимента.
В студиях Винзавода публику делали художники и кураторы. Зрители мне тоже встречались, причем нереально приветливые и очень красивые. Пусть их было не так много как хотелось, но все-таки нельзя сказать, что факт открытия музеев в Москве прошел совсем незамеченным.
Мой оптимизм, разбуженный вдохновляющими локациями музея разделили и кураторы выставок: "Мы думали, что вообще никто не придет! Мы, к счастью, ошиблись! Зритель идет и с каждым днем посетителей все больше и больше. Вот сегодня пришло 24 человека, а день еще не закончился," - говорит администратор Открытых студий Наталья и ласково улыбается мне в объектив.
Фото: Екатерина Павленко/ART Узел
Статистика по другим залам, равно как и оптимизм организаторов был схожим: 11, 15, 26 человек. Причем каких человек! Они сами просились на полотна. Кстати, больше всего народу было в студии виртуальных игр! Там шел оживленный бой. Мне тоже предложили присоединиться и, если честно, то отказалась я с трудом.
Что касается безопасности, то, на мой взгляд, сейчас музеи самое безопасное место из всех публичных локаций.
Фото: Екатерина Павленко/ART Узел
Судите сами: пространства огромные, социальная дистанция колоссальная, средства индивидуальной защиты у всех. Люди на кадрах без СИЗ сняли маски только по моей просьбе для красоты кадра, сделанного с пяти метров. Безопасность есть, фанатизма - нет. А еще есть кофе и пирожные, для желающих более плотных трапез - две открытые террасы. Впрочем, не это главное. Главное, что в студиях ВИНЗАВОДА тебе очень рады и там, поверьте, есть на что посмотреть. ⠀
ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ: Галерея ТРИУМФ. Понедельник, отличная погода. Вход свободный. Выбора почти нет: по понедельникам музеи обычно не работают.
Фото: Екатерина Павленко/ART Узел
ТРИУМФ порадовал экспозициями, но уже привычно не порадовал зрителями. Впрочем, если учесть площадь музея (всего пять небольших залов), то, возможно, именно там плотность посещения была самой большой.
Может быть на количестве зрителей, сказывалась близость к другим значимым достопримечательностям столичного города, возможно – актуальность выставки, посвященной только что завершившемуся карантину.
Экспозиция «Чрезвычайное положение», представленная галереей – это попытка наблюдения за текущей ситуацией, за реакциями на нее и прогнозирование сценариев возможного будущего: анализ и наблюдение за новыми и знакомыми социокультурными процессами, которые трансформировались под натиском пандемии.
Все представлено максимально образно и очень доходчиво. Пока идешь от экспоната к экспонату, живо отражающему реальные и надуманные ужасы последних месяцев то невольно вспоминаешь старый анекдот советского периода, когда кандидат в члены в партии легко готов отдать жизнь за дело КПСС, ведь кому нужна столь безрадостная жизнь, полная ограничений?
Фото: Екатерина Павленко/ART Узел
В общем, сходите в Триумф – не пожалеете! А мне пора подводить итоги.
Они не так уж оптимистичны. Самый оптимистичный из них позволяет не согласится с выводом Лауры Камминг о том, что ярких и объемных культурных мероприятий в ближайшем будущем станет меньше. В России не станет, а мир от России закрылся, видимо, надолго.
В том, что вектор коммерциализации и просвещения уже активно смещается и, видимо, скоро совсем сместится в строну онлайн мероприятий, г-жа Камминг абсолютно права. В пользу этого довода говорит и возросшее количество курсов, лекций, виртуальных выставок и тот факт, что все больше и больше культурных мероприятий исчезает из физического мира.
Тенденция онлайн акций - это дешево для реализации, выгодно для организаторов и совершенно тоскливо для потребителя.
Кстати, почему зритель не пошел в музеи мне более или менее удалось установить. Помогли разговоры с организаторами и собственный, весьма скромны и очень необъективный, соцопрос.
Причин две:
Люди не верят, что короновирус остался в прошлом.
Публика просто не знает, что музеи (частично) открыты.
Качество выставок тут не причем.
Все перечисленное страшно, но страшно не днем сегодняшним, а страшно перспективой: кто знает что за изобразительным искусством поглотит виртуальная реальность и что нас ждет за пустыми залами музеев? Пустые залы театров? Филармоний? Клубов? Что если зрителю станет достаточно смотреть на мир через экран или не смотреть на него вовсе?