Дина Цыпина: моя живопись – это метафизика, сочетающая условность со сверхматериальностью
До 4 октября в Галерее Нагорная в рамках большого мультивыставочного проекта «Дальше будет дальше» можно посмотреть персональную выставку Дины Цыпиной «Время, закон сохранения информации, гармония. Из блокнота Цыпиной Дины.». Редакция ART Узла побеседовала с художницей о ее творческом развитии и концепции выставки.
Как вы пришли в искусство?
Моя любовь к искусству появилась неожиданно и не сразу. Я закончила социологический факультет МГУ и поехала на стажировку в Японию на два года, где изучала японский язык и экономику. Получила там MBA. В то время я искусством не сильно интересовалась. После возвращения в Россию я пошла работать и после нескольких лет успешной карьеры в области рекламы и маркетинга я почувствовала необходимость расширения своих возможностей. Я начала искать студии по рисованию. Вначале я поступила в Академию живописи Вадима Кулакова, а на третьем курсе перевелась в Суриковский институт. Я выбрала монументальную мастерскую под руководством Евгения Николаевича Максимова. Обучение было непростым, но безумно интересным, благодаря потрясающим учителям и самой атмосфере академического института. Считаю, что мне очень повезло с этим.
Дина Цыпина
Что для вас важно в вашем творчестве?
В творчестве для меня важна честность и наличие профессионального навыка, чтобы выразить именно то, что хочешь. Мои учителя из МГАХИ им. В. И. Сурикова всегда указывали, что картина должна быть композицией смыслов. Это основа московской школы живописи.
Моя живопись – это метафизика, сочетающая условность со сверхматериальностью. Создавая картину, я стараюсь определить для себя границы с самого начала, но в процессе работы часто отпускаю контроль и иду за картиной пока она не начинает говорить со мной. Каждый раз, сочиняя картину, я изобретаю новый мир из привычных предметов. Я даю им свое прочтение, приглашая зрителя к участию в этой часто сюрреалистической игре.
Экспозиция выставки «Время, закон сохранения информации, гармония. Из блокнота Цыпиной Дины.»
Вы используете самые разные материалы...
Да, самые разные: масло, акрил, темперу, акварель, пастель, воск для энкаустики, мрамор. Чтобы передать атмосферу мгновения, я использую различные текстуры и техники. Материал помогает в моем поиске. Это пошло с монументальной мастерской в институте — нас учили искать диалог с архитектурой, и мы были в постоянном поиске материала, который поможет выявить «субстанцию стены».
Пространство в моей живописи — плоское монументальное или вздрагивающее мерцающее импрессионистичное, когда речь идет о картинах, выполненных маслом, и текучее и неуловимое — в акварели.
В акварели я люблю современных японцев, их принцип единства созвучий, идущий корнями из даосизма. Мне нравится соединение стихии воды и воздуха в акварели, а также энергия текущего цвета и света.
Энкаустика – древний материал для живописи. В наше время он используется очень по-разному. Для меня - это прежде всего декоративный материал. Стихия огня, плавящего воск, создает неповторимые эффекты и фактуры.
Мрамор — это мой источник вдохновения. Могу его рассматривать бесконечно. Это целый космос. Я расписываю мрамор своим авторским способом. Я просто стараюсь показать, что этот многовековой камень пытался мне сказать сам. Впервые попробовала его в работе над проектом по монументальному оформлению станции метро. Еще я использую мрамор его для создания мозаики – каменной живописи.
Каждый материал имеет для меня свой смысл, свою полноту. И я использую его для выявления идеи своего произведения.
Экспозиция выставки «Время, закон сохранения информации, гармония. Из блокнота Цыпиной Дины.»
Расскажите о выставке в Галерее Нагорная.
В августе Галерее Нагорная открылась моя персональная выставка с длинным названием «Время, закон сохранения информации, гармония. Из блокнота Цыпиной Дины.». Это кураторский проект – часть большого мультивыставочного проекта «Дальше будет дальше». Куратор моей выставки Елена Куприна-Ляхович. То, что она взялась за этот проект, это большая удача, так как это опытный профессионал и очень чуткий человек. И я очень благодарна ей, что она создала экспозицию так, что идея выставки стала очень понятной и интересной историей.
Дина Цыпина на выставке «Время, закон сохранения информации, гармония. Из блокнота Цыпиной Дины.»
Идея этой выставки начала формироваться во время пандемии. Сама жизнь подтолкнула рассказать о понятии времени, подумать о возможности существования закона сохранения информации. Почему мы варим варенье? Как наша память воспроизводит модели отношения к предметной среде вокруг нас? Когда время летит, а когда оно застывает?
Время – это маркер для определения событий, как и пространство. Время отличается от пространства тем, как мы его воспринимаем в повседневной жизни. В пространстве мы можем ходить в любом направлении, в случае со временем, мы вынуждены двигаться вперед и в одном темпе. В своей живописи я разрушаю этот физический закон. И, вместе со зрителем, я двигаюсь в прошлое, причудливо вплетая в него явления и артефакты из настоящего.
В результате пандемии пространство каждого отдельного человека сузилось. Как это отразилось на времени? Ось времени в условиях изоляции искривилась. За счет повсеместного вынужденного перехода в онлайн и распространения цифровых технологий, происходит также искривление индивидуального пространства. Мы могли виртуально посещать выставки, не выходя из дома.
Экспозиция выставки «Время, закон сохранения информации, гармония. Из блокнота Цыпиной Дины.»
Если исходить из идеи, что люди – есть то, какой духовный контент они потребляют, то условия изоляции и физического отдаления сблизили людей в плане духовном. В пространстве мы изолированы, а во времени объединены. Жизнь людей меньше наполняется внешним, и больше внутренним духовным.
Выставка «Закон сохранения информации» - это проект, в котором я исследую духовную и эмоциональную информацию в привязке ко времени, которое не Т-симметрично, не двигается только вперед, а к относительному времени (суток и времени года, моменту жизненного цикла), которое связано с сохранением важных для меня традиций, неизбежного закона, повторяющегося действия.
На выставке представлены разные работы, выполненные разными материалами и в разное время. В целом, они о жизни – до пандемии, во время и после.
На открытии выставки «Время, закон сохранения информации, гармония. Из блокнота Цыпиной Дины.»
С какими мыслями вам бы хотелось, чтобы зритель ушел с выставки?
Зритель приходит на выставку развлечься и узнать что-то новое. Хочется, чтобы моя история его увлекла, а также также заставила задуматься о том, существует ли закон сохранения информации в его жизни. Ведь закон сохранения информации – это, по сути, система ценностей. Хочется, чтобы зритель поразмышлял, что ему близко, что чуждо, и над чем стоит задуматься.