Всеволод Лисовский: Что меня в мире не устраивает — низкая интенсивность жизни
В Москве проходит без преувеличения беспрецедентное и местами эпохальное событие — Тотальный спектакль "100 дней". Ежедневно в самых разных локациях города случаются самые разнообразные события — безумные и будничные, одиночные и коллективные, зрелищные и так себе, иммерсивные и вообще без зрителей. За первые две декады "спектакля-среды обитания" участники делились на настоящих и вымышленных (а потом еще и на возможных и несуществующих), расписывали урночки для собственного праха, ходили по народной тропе нарядные, все в красном и с косой, считали тротуарные плитки под различными девизами, пили водку, сочетались браком, не убирали за собой гроб с Рождественского бульвара и так по пять раз на дню. Главный редактор ART Узла Надежда Коровкина, естественно, влюбилась не могла не могла спокойно влачить существование без того, чтобы не поговорить с комиссаром Тотального спектакля и театра Трансформатор в целом, дважды лауреатом театрального фестиваля "Золотая маска", режиссером, сценаристом, редактором и скромно эпичной личностью Всеволодом Лисовским. Сама беседа тоже стала частью спектакля и получила название "Вымышленный Всеволод Лисовский дает интервью в кустах".
ВНИМАНИЕ!!! Текст в изобилии содержит ненормативную лексику, опечатки, синтаксические ошибки, а также довольно много слова "вот".
Текст: Надежда Коровкина (влюбилась)
Фото: Натырены из Фейсбука Всеволода Лисовского
Афиша Тотального спектакля "100 дней". Дизайнер: Колян
Ты долго работал редактором и в нашей предыдущей беседе меня немного запугал, что "тупые журналисты приходят и задают тупые вопросы", так что надо у тебя спросить, чтобы показаться умным, компетентным, подготовленным журналистом?
Я думаю, что достаточно междометий и мимики. Чем больше даешь говорить интервьюируемому, тем лучше. Минимум слов, максимум сопереживания. Собственно, самое хуевое в любой профессии, это когда до хуя своего "я".
Афиша Тотального спектакля "100 дней". Дизайнер: Колян
Твой Тотальный спектакль "100 дней". Что это? Зачем? Зачем тебе? Зачем это миру в конце концов?
Миру, наверное, всё в большей или меньшей степени похуй, а мне … Что меня в мире не устраивает — низкая интенсивность жизни. То есть, с одной стороны, в мире до хуя чего происходит, но все время мне кажется, что недостаточно много чего-то происходит конкретно со мной. В течение этих ста дней интенсивность проживания у меня и у других участников в любом случае повышается, нет ощущения событийного голода. Вот.
С другой стороны есть предположение, что такое туповатое, мелкое, раздражающее воздействие на кожу действительности приведет к изменениям мега-действительности. Вот. На микро- или на макро-уровне воздействие ведет к каким-то серьезным изменениям, и интенсивность мега-жизни тоже изменится как-то. Это на уровне предположения, но я в это в общем-то верю.
Вот посижу я днем на лавочке, поезжу на трамвае. Типа перформансы такие. И к вечеру появляется ощущение всемогущества. Типа ты этой хуйней таких делов наворотил, что даже подумать страшно. Под утро просыпаешься и думаешь: не клинический ли симптом это ощущение. И что тут себе можно ответить? Слава богу что этот вопрос еще возникает.
И еще стодневка — некая канализация энергии безумия. Всякое социализированное и институционализированное искусство, где безумие капсулируется, заводится в какие-то рамки, становится топливом для абсурдопрагматизма. А тут создается некая текучая река чистого безумия.. Рациональность безумия против абсурда прагматизма.
Перфоманс в рамках тотального спектакля "100 дней". Фото из Facebook Всеволода Лисовского
Мне очень симпатичны твои спектакли типа "Настоящий Всеволод Лисовский едет в трамвае" или "Настоящий Всеволод Лисовский сидит на лавочке и тупит". В этом есть какая-то суть?
Мне дико нравится, что интенсивность проживания часового тупления на скамейке в рамках спектакля неизмеримо выше, чем просто тупления на скамейке. Вот я до сих пор переживаю событие: было заявлено, что реальный я хожу возле дома, где находится заведение уважаемой Христофоровны. Я прихожу и вижу, что там какой-то чувак, явно зритель, он в упор смотрит на меня. Я там должен был размышлять реальный я или вымышленный. И это действительно случилось. То есть я смотрю в телефон, зритель смотрит на меня, я кладу телефон в карман, потом думаю "а на хуя я его положил?". Вот. То есть если я работаю, это значит, что я вымышленный. Достаю телефон. И думаю: а я достаю его для чувака или для себя, этот телефон? Я хожу около дома и думаю, а не показываю ли я Всеволода Лисовского, ходящего около дома Спартаковская номер 8? У меня уже спина болит, я заебался, надо зайти к Христофоровне и выпить там чаю или тархуновой настойки. А вот что с чуваком? Мне дождаться чтобы он ушел? Или какого хуя? Меня этот чувак ебет? Вот. То есть это достаточно острое впечатление. У меня было ощущение, что я реальный, а появление этого чувака мою реальность изменило. Поэтому интервью я тебе даю вымышленный, так как твое присутствие делает меня вымышленным. Вот.
Вымышленный (или реальный) Всеволод Лисовский пьет водку после перфоманса "Вымышленный Всеволод Лисовский дает интервью в кустах"
Ты меня абсолютно запутал. Изначально я думала, что вымышленный ты и реальный ты — один и тот же человек, потом ты мне сказал, что вымышленный ты — это какой-то "красивый актер"....
В каких-то ситуациях — красивый актер. Это разделение в какой-то момент внутри меня, а когда-то я этот конфликт выношу вовне. Теоретически при развитии ситуации я предполагаю, что есть такой вариант, что в какой-то момент вымышленный я в виде Леши [Актер Алексей Юдников. - прим. глав. ред.] начнет вытеснять реального меня в виде Севы. То есть это всё в принципе - попытка вывести вовне внутренний конфликт. При том, что конфликт существует внутри меня между мною реальным и мною вымышленным и я вполне и без Леши могу с ним работать, но когда удается выносить этот конфликт вовне, то приобретается какое-то дополнительное качество. На прошлой неделе хороший эпизод был: мы с моим альтер-эго выпивали на лавочке и пришли два зрителя. И ситуация — куда им сесть? Мы их пригласили с собой на лавочку, угостили водкой и в одну бутылку не вместились, естественно, пошли за второй, людей же больше стало.
Реальный (?) Всеволод Лисовский
Все равно не очень поняла. Тот вымышленный ты, который существует отдельно, он делает что-то, что ты хочешь или он существует автономно?
Я ему говорю ситуацию и он пытается ее сам прожить. Я ему говорю: "не изображай меня". Просто вот он стоит на ступенях [чего-то, неразборчиво. — прим. глав. ред.], красиво стоит. Он спрашивает: "мне красиво одеваться?". Нет. Просто у тебя состояние, что ты охуенно красивый.
[пока материал готовился к печати в “Ста днях” появились еще Всеволод возможный и Всеволод несуществующий. — прим. Всеволода (какого-то из)].
Перфоманс в рамках тотального спектакля "100 дней". Фото из Facebook Всеволода Лисовского
Все равно не поняла, ты меня подзапутал.
Это хорошо, это значит всё получилось. Я сам не понимаю, поэтому интересно. Если ты что-то понимаешь, то, блядь, уже не интересно.
Перфоманс в рамках тотального спектакля "100 дней". Фото из Facebook Всеволода Лисовского
Прошли первые две декады: вы и в трамваях катались, и на движение поездов на Казанском вокзале ты влиял, читал лекцию "жопа как метафора", гроб то носили, то в нем лежали, и даже кто-то там у вас поженился. Ну и как? ты доволен?
Что мне во всей этой хуйне нравится: довольным и недовольным быть невозможно. Играл я недавно в зале после долгого перерыва, с отвычки, спектакль и понимаю, что до хера факторов сошлось чтобы он состоялся. Спектакль в зале - это всегда насилие над действительностью: много факторов и искусственных, и естественных должны сойтись в определенной точке времени и пространства. А когда ты в режиме действительности невозможно сделать удачно или не удачно. Вот растет это дерево — оно удачное или неудачное? Вот хер его знает. В принципе можно придумать какие-то критери: какой-нибудь древопил скажет "хуевое дерево, ствол у него кривой, для досок не очень удобно. Не будем мы его пилить.". А дятлу нравится. Если не становиться на позицию лесоруба или дятла… Когда тебя загоняют в узкие рамки времени и пространства, ты становишься лесорубом или дятлом, и у тебя есть критерии оценки происходящего. А вся эта хуйня со ста днями напоминает такой детский эксперимент — оставить пустой пузырек чтобы всякая микро- и макрофлора там зацвела. Посмотреть наполняемость. Есть некая пустота, и в ней на протяжении ощутимого промежутка времени происходит какая-то жизнь: каким образом эта жизнь заполняет некий объем?
Главный редактор ART Узла Надежда Коровкина и урночка для собственного праха, расписанная на мастер-классе Натальи Васильевой
Но у тебя какое-то ожидание было, ты же хоть как-то себе представлял результат?
Мне как раз интересно, что будет на сто первый, сто второй, сто пятый и так далее день. По большому счету в данной ситуации мне количество зрителей — похуй, резонанс в профессиональном сообществе — похую, потому, что нет предмета для коммуникации с профессиональным театральным сообществом. То есть какие-то элементы может быть срезонируют, но в целом это — вне проблематики. То есть результативность — это происходящее на сто первый и так далее день.
Афиша Тотального спектакля "100 дней". Дизайнер: Колян
Мне кажется, что если ты сто дней живешь вот в таком режиме, то ты всю жизнь так будешь жить? Есть же мнение, что за сто дней формируется привычка. Когда в инстаграме ищешь аккаунт "100 дней", там все время: мы похудеем за сто дней, бросим пить, курить, накачаем попу… Рубеж в сто дней как-то меняет человека..
Давай через восемьдесят дней об этом поговорим. Мне вообще дико не нравится что-то знать. Незнание — более продуктивное. Вот, возвращаясь к интервью. Идеально честное интервью, оно не очень будет интересно читателю, но оно звучит так: интервьюер формулирует какие угодно вопросы, а ответ всегда "хуй его знает". Это самый честный и информативный ответ на всё.
Перфоманс "Народная Тропа" в рамках Тотального спектакля "100 дней"
На этот вопрос ты уже практически ответил — зритель тебе особо не важен, тебе не нужно чтобы приходило больше людей, фактически зритель тебе скорее мешает?
Он и мешает, и помогает. Он проблематизирует. Если речь про мое индивидуальное удовольствие, то, безусловно, без зрителя я его получаю больше.
Всеволод Лисовский
Ты как-то писал в Фейсбуке, что хотел бы добавить опасности, риска…
Безусловно. Но тут я явно накаркаю, но сейчас присутствует во всем этом какая-то мимимишность, безнаказанность, это не очень здорово. Опасность — очень хороший критерий оценки деятельности. Деятельность, когда ты, условно говоря, рискуешь жизнью, безусловно, интереснее и ценнее внутренне той деятельности, где жизнью не рискуешь.
Перфоманс "Народная Тропа" в рамках Тотального спектакля "100 дней"
Ты говорил, что в определенном смысле перекладываешь ответственность на зрителя. "Мы развлекаемся, зритель работает". Ты ему ничего не объясняешь, а наоборот, спрашиваешь...
Это попытка перенести нарратив на конец: не обслуживание нарратива, а чтобы нарратив являлся продуктом самого действия. Недельки через три начнется обзвон зрителей с вопросом "что ты видел, что ты понял".
Афиша Тотального спектакля "100 дней". Дизайнер: Колян
И карантин, который скорее всего наступит, на твой спектакль никак не повлияет…
А тут ничего кроме радости — уберут всех конкурентов. Ну и нездорового зрителя мы, естественно, не зовем. Ведь кто не сможет прийти — человек не здоровый и человек трусливый. Кстати я, видимо, запущу в середине ноября третий сезон Школы эстетического экстремизма, я решил, что оптимальное место для преподавания это трамваи. Я буду преподавать в трамваях. Со студентами будем садиться и ехать, если для чего-то нужно будет больше места, мы будем из трамвая выходить и что-то делать на улице. Как раз до всех этих карантинов думали новый сезон сделать онлайн, но сейчас это онлайн-преподавание напоминает мне сетевой маркетинг в девяностые — это же не обязательно плохие товары, могли быть и хорошие вещи, но как род деятельности это вызывает некоторые вопросы.
Всеволод Лисовский со своей урночкой для праха
Последний вопрос, ты в фейсбуке существуешь как Вот Хули-Жень. Что это значит?
Хули Жень это моя фамилия по-китайски: хули — лиса, жень — человек..
А "вот"?
А ты не обратила внимания как я говорю?
Афиша Тотального спектакля "100 дней". Дизайнер: Колян
Узнавать впечатляющие подробности, смотреть странноватые картинки и выбирать мероприятия для посещения можно и необходимо на странице Трансформатор в FB или в аккаунте Тотального спектакля "100 дней" в Instagram. А следить за внутренними и внешними метаниями многочисленных Всеволодов можно в сториз его (их) Instagram или FB.