Персональная выставка Михаила Ситникова: о войне и глобальных переменах, о пошлости без вульгарности
Накануне самого яркого, наполненного нежностью, цветами, солнцем и любовью праздника восьмого марта в Доме культуры «Гайдаровец» открылась персональная выставка молодого и креативного художника Михаила Ситникова, которую многие уже успели посетить.
Это понятно, сочетание классических, несущих дух разных эпох и событий, интерьеров особняка В.Б. Толстого с почти 250-летней историей и новейших тенденций современного искусства, привлекает зрителя, желающего на досуге подумать о глобальном и еще раз переосмыслить нестандартный опыт 2020.
На выставке представлены работы, посвященные самым актуальным темам, но мне бы хотелось начать данный разговор именно темой «искусства в искусстве», историей о том как творец и его зритель пережили ушедший год и, отчасти, о том как они переживают нынешний.
Текст и фото: Екатерина Павленко
Михаил Ситников, из серии Еntropy. Фото: Екатерина Павленко/ART Узел
«Без зрителя искусства нет», — говорит Михаил: «конечно, художник пишет картины не для того, чтоб их увидели: творчество - это внутренняя необходимость. Но если картину не видят – её не существует». Зрителю без искусства некомфортно так же, как и творцу без публики, особенно «просвещенному» зрителю, который ходит на выставки и в музеи 2-3 раза в неделю. Ходил … До марта 2020 г.
Михаил Ситников на фоне своих работ. Фото: Екатерина Павленко/ART Узел
«Глобальная неопределённость, это главное чувство, которое ощущалось всеми в 2020. Изменения в мире приучили людей к неопределённости как к норме жизни. Мы говорим о глобальных процессах, как о чём-то, что происходит как бы само собой, независимо от нас. Но осознавая происходящее и внутренне принимая его неизбежность, мы участвуем, в изменениях, становимся частью этого процесса». Это описание к скульптуре «2020». Золотая капля разбегается кругами в золотом треугольнике, заключённом, в свою очередь, в тяжелом белом постаменте … "Золото ассоциируется со стабильностью, с чем-то постоянным, в объекте 2020 оно приходит в движение и все мы к этому причастны" – говорит Михаил.
Михаил Ситников, 2020. Фото автора
Нет, наверное, глобальная неопределенность — это не то, о чем мне бы хотелось сейчас поговорить. К этой теме я вернусь чуть позже. Сейчас мне интереснее тема о том, что зритель зрителем не рождается. Этому вопросу посвящена скульптура «Format», включающая в себя скульптурный портрет маленькой дочки Михаила - Василисы. Человек очевидно является частью информационной среды: он ее фрагмент и, возможно, создатель. Но второе реально только при условии приложения серьёзных усилий. Нет усилий – нет осознания: и прожив жизнь ты все тот же младенец с лицом-зеркалом, отражающим мир вокруг: без своей позиции, вкуса и мнения. Тебя как будто не существует. Красивая работа: темно-синий куб, повернув который неожиданно видишь маленькое личико очаровательной спящей девочки. Что это? Рождение замысла, формирование художника или насмотренного зрителя, соотношение искусства и мира, мир укачивающий творца, человек в социальной среде? Ассоциации может быть сколько угодно. За это и люблю современное искусство.
Михаил Ситников, Format. Фото: Екатерина Павленко/ART Узел
Впрочем, еще Аристотель говорил, что человек – есть животное общественное, и в непростом 2020 году, тот, кто хотел, без искусства не остался. Напротив, оно пришло к каждому страждущему посредством современных технологий и об этом другая работа Михаила «Viewer» или «Наблюдатель». Моделью для этой скульптуры выступил бессменный создатель и ведущий программы «АртПатруль» (в пандемию проект развился в инстаграм-подпроект #АртПатрульНаКарантине) Юрий Омельченко, человек, умеющий просто, весело и доступно говорить о чем угодно, что касается творческой среды. Впрочем, не только. Работа такая же: простая, лаконичная, яркая, но многослойная: с одной стороны – человек экрана, с другой – человек искусства … Или человек от искусства, или для искусства …? Смыслов, как всегда, великое множество. Вы уже это почувствовали, не правда ли?
Михаил Ситников с работой Viewer. Фото: Екатерина Павленко/ART Узел
А вот теперь, поговорив об искусстве как явлении, расскажу о неопределенности и глобальной трансформации. Это теме посвящена большая часть выставки.
Что ж, надеваем маски (работа «New world Initiаion») и вперед: больше ничего веселого не будет: наступает время фундаментальных истин. Нас ждет работа под названием «Leviathan».
Михаил Ситников с работой New world Initiаion. Фото: Екатерина Павленко/ART Узел
Изначально Левиафан – это библейское морское чудовище. Вторую жизнь образ получил в учении Томаса Гоббса: в своем многостраничном труде английский философ так именует государство, могущественное и практически всевластное. Ощущаете дух времени?
А что понимает под Левиафаном Михаил? У него он – трансформация. Символ зарождения чего-то нового, не похожего на прежнее. Его Левиафан не объект, а процесс, отраженный (временно застывший) на деревянной панели и во власти зрителя его оживить своим воображением.
Михаил Ситников, Leviathan. Фото: Екатерина Павленко/ART Узел
Тему социально-государственной трансформации развивают пять картин пентаптиха «Geopolitics». То ли схемы, то ли карты, то ли фрагменты пазла: пятисерийная история о том, что противостояние биполярно, что насилие рождает не только насилие, но и нечто еще, подчас неожиданное, что насилие – это кровь, а кровь – это новая жизнь, разрушающая биполярную систему, ее пролившую, ведь новое, зарожденное в этом двойственном противостоянии уже никому не принадлежит и оно, априори, третье.
Михаил Ситников, Geopolitics. Фото автора
О бессмысленности войны также говорит диптих "War". Война всегда взаимна, полагает Михаил. В ней нет ни победителей, нет побежденных, есть трансформированные: именно поэтому диптих «War» зеркален и полностью сочетаем: одна картина входит в другую по принципу паз в паз. А еще художник зашифровал в своей работе свое имя. Вглядитесь! Вы видите здесь стилизованную букву «М», первую букву его имени? Может быть это о том, что война – непрерывный процесс внутри нас?
Михаил Ситников, War. Фото автора
Война внутри? Это опасно! Ведь война – есть жертвы и разрушение? А может это изменение и переход? Нет?! Об этом девять разноцветных картин серии «Entropy». "То, что может показаться разрушением, энтропией — есть изменение. Если изменение системы невозможно, она разрушается, но разрушением это видит только сама система. Мир просто меняется."
А чем же завершится эта, вероятно болезненная трансформация? Скорее всего надеждой! Мой осмотр выставки завершился именно ей. Работа "HOPE", то есть "Надежда" – это не что иное как скульптурное изображение женской вагины. А ведь сразу и не догадаешься, настолько она смотрится эстетично. За пояснениями я обращаюсь к художнику, полагая, что комментарии тут точно не будут лишними. Узнаю много нового. Оказывается, это конкурсная работа, представленная Михаилом на проект poshlost2020. Контекст конкурса был основан на статье Владимира Набокова "Пошляки и пошлость". Якобы в английском языке нет слова "пошлость". Набоков привёз его с собой, написал латиницей и объяснил что оно значит в статье.
Михаил Ситников, НОРЕ. Фото: Екатерина Павленко/ART Узел
На самом деле, в английском языке есть слово «пошлость» и звучит оно как «vulgarity», другое дело, что это латинизм, но зато отлично прижившийся. Впрочем, мысль написать русское слово латиницей – идея интересная. У Михаила она даже интересней оригинальной, набоковской. Художник поясняет «В июне, когда скульптура создавалась, у многих людей было ощущение что миру придёт pizda. Это красивое и сильное выражение, но я против его негативного восприятия. Она придёт и это будет прекрасно, не вижу причин ждать от неё плохого. Помимо прославления женской красоты, этой скульптурой я предлагаю подумать и о цензуре в современном мире. Как общество её использует: по сути и пластически; как цензура концентрирует внимание зрителя». Разве не здорово?!
Михаил Ситников, НОРЕ. Фото автора
В данный момент Михаил работает над полноразмерной версией HOPE высотой 3 метра, она будет экспонироваться в рамках итоговой выставки проекта poshlost в фонде культуры "Екатерина" ориентировочно в мае этого года.
На этом я прощаюсь с тобой, дорогой зритель современного искусства и мой любимый читатель! Прощаюсь и приглашаю на выставку Михаила, она завершается на этой неделе, но у всех еще достаточно времени успеть посмотреть его яркие и многослойные работы. Выставка продлится до 18 марта в доме культуры «Гайдаровец», что в Москве.
Ссылка на инстаграм Михаила - здесь.