STAGE: перекрестки взаимодействия
28 мая выпускники Центра искусства и науки Университета ИТМО представили свои дипломные проекты в арт-пространстве AIR – Art.ITMO.Residency. Выставка получила название STAGE (Science&Technological Art Graduate Exhibition), символически объединяющее театральные подмостки, этап или фазу некоего процесса, а также место действия, в котором зритель становится неотъемлемой частью диалога искусства и науки – Art&Science.
Текст: Ксения Квашнина
Обращение к теме Art&Science явилось логичным этапом сотрудничества Университета ИТМО и Государственного Эрмитажа. После серии совместных мероприятий, посвященных научно-технологическому искусству, в 2018 году в ИТМО была запущена первая в России магистерская программа Art&Science. Руководителем магистратуры стал Дмитрий Озерков, куратор и искусствовед, заведующий Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа и директор musicAeterna в России. Подобные проекты уже нашли применение в учебных институциях Австрии, США, Канады, Великобритании. По сути, Art&Science – это подготовка специалиста, который сможет с легкостью оперировать данными, как из биологии, так и истории. Это отклик на стремительные преобразования в художественной среде: искусственный интеллект, дополненная реальность, биоарт, конструирование новых смыслов. Современный художник творит в условиях, где виртуальное и реальное буквально «накладываются друг на друга», а иное видение рождается посредством углубленного изучения точных дисциплин. Пришло время, когда люди в белых халатах из научных лабораторий на поверку оказываются искусствоведами. И это лишь одна из причин, почему интересен проект STAGE.
STAGE в арт-пространстве AIR – Art.ITMO.Residency. Фото: Маргарита Ерукова., ITMO.News
За концептуальным занавесом открывается выставочный зал, погруженный в темноту. На первый взгляд, проекты выпускников Университета ИТМО – отдельно стоящие арт-локации. На самом деле, все они связаны общей идеей – взаимодействием. Здесь нет работ, требующих пассивного участия, – наблюдения и внутреннего аналитического монолога. Наоборот, перемещаясь от одного арт-объекта к другому, посетитель становится одновременно испытателем и испытуемым: пытается разгадать культурный код, прислушивается к собственному «Я», эмоционально разрушает или созидает, представляет себя на месте синестетов. Среди восьми проектов мы отобрали три, которые затронули особые душевные струны.
В тесном пространстве возвышается подиум, на котором установлены три стеклянных сосуда. Они подписаны: «Млекопитающие», «Рептилии», «Птицы». Это – синтезированные слезы. Напротив – плазменный экран, где сменяют друг друга яркие фото животных. Так мы оказываемся зажатыми между визуальным и тактильным. Проект Софьи Осбановой «Я - ДРУГОЙ» (научный руководитель – Ипполит Маркелов) о том, что человек не может постичь по-настоящему: переживания животного. «Мы обращались в несколько лабораторий, – рассказывает Софья Осбанова, – но исследований на эту тему, к сожалению, немного. Интересно было узнать, что в слезах птиц преобладает глюкоза, они более сладкие». Созданные искусственным путем слезы, нанесенные на кожу, – есть проекция чувств, другой эмоциональный опыт, переход от безучастного созерцания к эмпатии. Погружаясь в механизм плача, мы открываем себя заново.
Интерактивная инсталляция «Я-ДРУГОЙ» (автор – Софья Осбанова). Фото: Маргарита Ерукова., ITMO.News
Тема психосоматики, особенно актуальная в 2020 году, нашла отражение в работе PSYCHOSOMASYS под авторством Милены Башкатовой, Юлии Кузьминой-Грезы, Дарии Пурвиной (научный руководитель – Дмитрий Озерков). Эмоциональная деструкция исследована на примере трансгуманистического тела, реагирующего на колебания окружающей среды. Само чувство предстает эфемерной субстанцией, оказывающей влияние на искусственную оболочку изнутри и вовне. Находясь под постоянным воздействием, тело постепенно разрушается, являя нам собственную уязвимость и утверждая превосходство чувственного.
Интерактивная инсталляция PSYCHOSOMASYS (авторы: Милена Башкатова, Юлии Кузьмина-Греза, Дария Пурвина). Фото: Маргарита Ерукова., ITMO.News
Переосмысление понятия «пустота» затронуто в проекте Марты Михайловой (BIOROBOTY 019) LOOKLOUD (научный руководитель – Борис Шершенков). Огромный будильник, пребывающий в вакууме, кажется, вот-вот разрежет резким звуком оболочку внешнего мира, в котором мы – лишь пассивные участники, глухие к внутреннему голосу. Автор проекта отходит от общепринятого негативного значения пустоты. Через философию Востока лишенное всего пространство становится отправной точной, местом зарождения, обновления и медитации, а звонок будильника – настоятельным призывом собственного «Я» к честному диалогу.
Аудиовизуальная инсталляция LOOKLOUD (автор - Марта Михайлова (BIOROBOTY 019). Фото: Маргарита Ерукова., ITMO.News
Каждый проект выпускников Art&Science – глубокое погружение в физическое и творческое, личная практика на пути к искусству будущего. Будет ли оно живым и понятным современному зрителю? «Искусство – понятие элитарное, – отвечает Дмитрий Озерков, заведующий Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа и руководитель магистратуры Art&Science ИТМО. Вы думаете, что картины, которые висят в Эрмитаже, все понимают? Например, фламандский натюрморт, в котором каждый цветок имеет символическое значение? Современное искусство становится все сложнее, замыкается на себе все больше, и этот процесс неизбежен». Возможно, в этом состоит назначение Art&Science – не навязывать стандартизированные приемы, а предоставлять возможность выстраивать взаимодействие между техническим и гуманистическим, личным и общественным, телесным и эмоциональным.
Посмотреть выставку STAGE можно до 27 июня в арт-пространстве AIR по адресу: Биржевая линия, 16 (вход со стороны Биржевого переулка). Вход свободный!