Эхо блазара 1 — Дмитрий Ханкин, Евгения Воронова, Ирина Саминская, Сабина Чагина, Эрик Железка
С 8 по 12 сентября в Музее Москвы прошла ярмарка молодого современного искусства blazar. Мне было интересно поговорить с галеристами, кураторами и независимыми художниками о том, куда движется современное искусство, как оно меняется с приходом новых поколений художников. Это первая часть, их будет несколько.
С блазаром говорил художник Михаил Ситников
Дмитрий Ханкин — Triumph Gallery
Дмитрий Ханкин — Triumph Gallery
-Расскажите, почему эти художники, именно эти работы?
Слушайте, если честно, я этим вообще в принципе не занимаюсь. Это развлекаются молодые кураторы «Триумфа», которых много, это их выбор — он ограничен тремя художниками, мы показываем то, что либо было недавно, либо скоро будет. Любой наш стенд, это анонс. Анка Ахалая будет осенью, в ноябре, Бродский был летом, Андржиевская только что отвисела в «Триумфе». Наш ярмарочный принцип — всегда некий постскриптум после персональных выставок или наоборот, анонс персональной выставки, мы никогда по-другому ничего не делаем.
Анна Андржиевская, «Заря», Triumph Gallery
-Какой сейчас этап развития современного искусства в России? Приходят новые поколения, у них другое мышление, что Вы чувствуете?
Слушайте, да, приходится с этим соглашаться, это замечательно, да, мы фиксируем это. Приходит новое поколение художников, приходит новое поколение зрителей и покупателей. Значительно более подготовленное, о чём мы всю жизнь мечтали.
-Прямо сейчас? С чем это связано?
Прямо сейчас, вот буквально. Жизнь не стоит на месте, к счастью, всё меняется. Довольно много людей, которые живут и работают между двумя странами, двумя городами — такие глобальные русские. При этом совершенно ясно и понятно о чём русское искусство сегодняшнего дня и они его от себя не особо отделяют. Чудесное сочетание желания и возможности, лучше ничего не придумать. Другое дело, что их не много. Будет больше когда-то, гораздо.
Анка Ахалая, «Чертёж IV», стенд Triumph Gallery
-Это интересно, о чём русское искусство сегодняшнего дня?
Русское искусство сегодняшнего дня, как и любое искусство любой страны в первом слое о том, что есть жизнь. Жизнь есть или страдание, или преодоление страдания. Любое искусство, оно сопредельно вечному. Любое искусство о человеческой сущности, о сложности мира вокруг, о несправедливости и печали — это всё одинаково всегда.
Александр Бродский-младший, «Без названия», стенд Triumph Gallery
-Новые поколения художников, они не хотят иметь ничего общего со страданием?
А как не хотят, всё равно придётся, они же живые. Пока они не киборги — будут страдать.
-То есть страдание, это обязательная часть..
Сто процентов!
-Это не восприятие через христианскую культуру?
Нет, просто человек так сделан. Он страдает от того, что он живёт, он страдает от того, что он умрёт. Страдает от того, что страдают его близкие, страдает от того, что нет близких рядом.
-А художник как к страданию относится?
По разному, всяк по-своему, вот в чём дело. У каждого свой путь и подход, но Вы спросили об общем, о чём искусство сегодня. Об этом, как и в любой другой день. Здесь ничего не меняется. К счастью.
Евгения Воронова — MaxArt Foundation
Евгения Воронова и Полина Могилина у стенда MaxArt Foundation
-Почему эти художники, почему эти работы?
Экспозицию мы составляли совместно с куратором фонда Полиной Могилиной. На стенде представлены 3 художницы: Саша Кокачева, Кристина Аксентова и Наталья Успенская. Они по-разному фокусируются на каких-то бытовых сценках или пейзажах, которые художники переформулируют для себя по-своему, видят в этом что-то свое. Это фантазии, отправной точкой для которых были объекты из реальности.
Кристина Аксентова, «Учитель математики», MaxArt Foundation
-Что меняется в современном искусстве в России сейчас, что ты чувствуешь, какие изменения? Приходят новые художники, с другим мышлением, отрицают всё, что могут отрицать, что они привносят в искусство?
Мне кажется, отрицание уже, честно говоря, проехали, сейчас художники строят свой мир. Анализируя опыт прошлого, авторы сейчас смотрят в будущее, фантазируют и прогнозируют или создают свою метафору реальности, свой миф-мир. Они уже не основываются только на отрицании, а скорее определяют своё отношение к прошлому, настоящему и будущему.
Наталья Успенская, «tv screen», MaxArt Foundation
-Какие темы тебя интересуют сейчас в искусстве как художника?
Я только что вернулась с биеннале в Коми, там мне было интересно погружение в другую культуру, историю, которая вроде как рядом с тобой, но ты не соприкасаешься с ней напрямую. Исследуя традиции региона, мифологию, историю края, делаешь для себя много открытий. Такой опыт стал очень интересен в контексте развития собственного художественного метода. Вернувшись в Москву, на привычный глазу город даже смотрю немного по-новому, возможно это отразится в моих будущих проектах.
Ирина Саминская — Винзавод
Ирина Саминская у стенда «Артмоссфера», Фото предоставлено Ириной Саминской
-Куда движется современное искусство, что меняется в нём с приходом нового поколения, которое совсем по-другому мыслит? Какие изменения может быть в русском искусстве и глобальном; что меняется на ваш взгляд.
Мы как раз подводили итоги своего маркета, который был у нас в эти выходные на Винзаводе, мы там продавали более доступное искусство, тиражное, малые формы — начинающих художников и мы, конечно, увидели больший интерес у аудитории и большую смелость. То есть вообще сегодня люди уже не стесняются покупать искусство, рисковать, потому, что мы рискуем в данном случае, когда покупаем молодых художников, мы не знаем как дальше сложится их карьера. Вполне возможно, что завтра мы их уже не увидим в этом поле. Но мы рискуем и это правильно. У нас накопилась какая-то критическая масса — такая, что она наконец конвертируется в какой-то качественный интерес. То есть не просто кино-домино, дорогие кроссовки, а появляется, немножечко начинает мерцать современное искусство и это нас супер вдохновляет.
Также не будем забывать что институции, которые появились не вчера, Винзавод, галерея «Триумф» и другие, мы работаем не первые 10 лет, нам всё-таки всем вместе удалось построить этот мост, который проводит коммуникацию между нами, как профессионалами индустрии и той аудиторией, которая появляется. Мы, например, очень часто экспериментируем с риском для себя, вводим какие-то форматы, которые нам вообще не известны, не знакомы. Но мы это делаем ровно потому, что чем больше у тебя точек входа появляется, тем быстрее вот это новое поколение к тебе будет оборачиваться. Например, вчера открылась выставка Авдея Тер-Оганьяна, который находится в категории «живые легенды» и он сделал шаг, показал работы учеников своей студии, некоторые из них практически дети — то есть совсем неизвестных художников, и они позвали своих друзей, а это люди, которые ещё вчера были школьниками, а сегодня они определяются, формируется их визуальная культура. И в ней уже есть место для современного искусства, это очень круто!
Нас, современного искусства, стало настолько больше, что нас невозможно игнорировать. Ты понимаешь, что всё — искусство начинает из маргинального статуса, там, где обитают радикальные художники, прибивающие машонку к Красной площади, оно наконец выходит из этого статуса и становится обсуждаемым. И та же школа «Каскад», если Вы были на их выставках, это очень ярко. И они, конечно тоже приводят свою огромную тусовку. И всё это вместе — минус на минус дал плюс. Давайте ещё посмотрим blazar, но я знаю, что некоторые галеристы уже продали полностью свои стенды. Так что ура, Блазару быть.
Сабина Чагина — Артмоссфера
Сабина Чагина
-Почему именно эти художники, эти работы?
Я куратор и руководитель направления Urban Art фонда поддержки современного искусства Винзавод и сооснователь биеннале уличного искусства Артмоссфера — наш стенд так и называется «Артмоссфера». По сути мы уже 3 года, кроме того, что делаем биеннале, занимаемся разного рода поддержкой и развитием художников, проводим аукцион совместно с RuArts и участвуем в подобных мероприятиях. Здесь представлены 5 уличных художников — Назар Issue, Дмитрий Ретро, Паша Ртуе, Рома Peeks и Тарас Желтышев. Выбор без какой-то особой концепции, он такой достаточно рандомный. Здесь художники обязательно до 35 лет, попадают в категорию молодых и они такие активные, много работают студиях, помимо того, что они создают работы в городе, они достаточно много времени уделяют студийной работе и вот результат.
Павел Ртуе, «a dolphin» Артмоссфера
-Этот переход с улицы в медиум, который можно повесить — как это влияет на творчество, на художника?
Да положительно это влияет! Потому, что все ищут в этом какой-то конфликт или негатив, а я считаю, что этот конфликт высосан из пальца. Гораздо лучше так, чем когда художник ничего не зарабатывает своим творчеством. Как правило, у уличного художника есть 2 пути: либо рисовать заказные интерьерные росписи скучнейшие, либо работать дизайнером, но ни то, ни другое не даёт ему развития как творческой единице. Это же [работа в медиумах галерейного формата] ещё одна возможность, ещё одна грань. Я не вижу здесь каких то препятствий к тому, чтобы не рисовать на улице, а рисовать в студии — ну ок, он может совмещать. Вот Назар, например, сейчас создал большой мурал, потом приехал в студию и нарисовал холст.
Назар Issue, «distracted attention_2», Артмоссфера
-В таком виде это безопасно для произведения, высказывания — оно сохраняется. Могут же уничтожить.
Это во-первых. Во вторых, это всё-таки коммерческая история. Холсты, это понятный формат, который можно купить. Сейчас уже, видите, и диджитал можно купить, хотя казалось, что это полный андерграунд, «на что эти люди живут? Что едят или они вообще не спят?» — сейчас и это можно купить, это то, чем коллекционеры могут владеть.
Дмитрий Ретро, «Классика», Артмоссфера
-Какой сейчас этап развития уличного современного искусства, как оно развивается по вашим ощущениям?
Я вообще всегда считала и считаю, что уличное искусство, это неотъемлемая часть всего современного искусства. Это может быть ошибочно считать каким-то отдельным жанром, хотя, видите, мы делаем биеннале уличного искусства и разделяем сообщества. Потому, что мы именно про сообщество и мы говорим, что да — эти люди существуют. Причём не только в России, а вообще в мире институции, они довольно консервативны. Это сейчас все начали экспериментировать, у Гаража появилась своя «Морфология улиц» на триеннале, МMОМA показывает выставку Паши 183, но раньше этого не было. Поэтому работа идёт, она ведётся и поэтому вот эти художники, да, теперь в этом поле находятся, о них узнали.
-О смысловой стороне этого движения, может быть глобально — что сейчас происходит с уличным искусством?
Оно, конечно, претерпевает свой постмодернистский этап потому, что глобально этому субкультурному движению уже практически 50 лет и уже те, кто начинали в своё время в Нью-Йорке и так далее, они уже такие «старички», в почтенном возрасте находятся и конечно же многое коммерциализировалось, безусловно. Но всё равно появляются новые имена, новые интересные проекты, новые высказывания. Другой вопрос, что зависит от города, понимаете — это Афины, Берлин или Москва. Москва сейчас не дружелюбна абсолютно к любым высказываниям на улице, всё закрашивается через полчаса. У художника просто нет желания ничего делать, потому, что это просто потеря времени, потеря материалов. Покупать краску за 1000₽, чтоб работу закрасили, смысл? Её никто не увидит.
Эрик Железка — независимый художник (Санкт-Петербург)
Эрик Железка на фоне своих работ на blazar, фото Роман Мурашов
-Расскажите, почему на блазаре представлены именно эти ваши работы.
Я попал сюда через open call, который был объявлен блазаром, по-моему ещё зимой. В итоге оказалось, что было 750 заявок, из них отобрали 40 художников и я, счастливчик, в их числе.
-Поздравляю! Это здорово.
Да, я тоже был очень рад. Мне кажется главное грамотно составить портфолио, заявку и так далее. Я точно выполнил все требования и вот результат. Может работы ещё хорошие, кто знает.
Я посылал большее количество произведений в pdf- заявке, но экспертный совет выбрал конкретно эти семь работ. Это живопись и графика 2020 года - хороший год, я много рисовал, выставки делали, с SWO например (это петербургское объединение). А этой весной в Музее стрит-арта я зиккурат построил, очень эффектный, моя гордость!
Эрик Железка, «Зиккурат: упорядочение хаоса», Музей стрит-арта, фото Егор Цветков
-Прямо сейчас происходит определённый этап в развитии современного искусства, оно меняется. Какие темы, что тебе интересно и важно сейчас?
Как мне сейчас кажется, очень большое влияние оказывает интернет и сопутствующие образы с компьютерами связанные. Даже как визуал выглядит — многие ориентируются на компьютерную графику. Например, Саша Язов - хит этой ярмарки!
-Да, кайф.
Да, работы у него супер, это прям так в точку, ёлки-палки, наконец-то кто-то смог это выразить! Помимо этого есть более аналоговые вещи, например, порисовать красками экспрессивно на холсте — довольно большой пласт художников сейчас таких есть и у нас в городе, и в Москве. Они тоже все инстаграмные, это такая взаимосвязь, все друг на друга смотрят в инстаграме, влияют друг на друга, единый поток, получается, художников. Может быть лет через сто это будет видно наглядно, но сейчас тоже это можно заметить. И друг у друга что-то подтягивают.
-Ну это общий процесс, единый.
Да, это нормально. Это и сто лет назад, опять же, было может, в эпоху кубизма и модернизма— все подсматривали как пишут другие художники, пытались применить это в своей практике, и всё это как зараза распространялось.
-Над чем ты сейчас работаешь, что у тебя в голове?
Мне очень нравится делать что-то связанное с архитектурой, с постройкой чего-либо. Сейчас прорабатываю проект очередной кинетической скульптуры. Также есть разные организаторские затеи, но пока рано разглашать информацию о них.
-Мне нравится особенно розовая пантера, это она, верно?
Эрик Железка, «Pink panthers: chaos», фото Роман Мурашов
Да, это розовая пантера, но деконструированная. Я ассоциирую этого мультипликационного героя с собой. Сверху есть надпись - хаос, такая всеобъемлющая тема мне попалась на ум. Потому что мир по-моему, реально соткан из хаоса. Всё движется в разные абсолютно стороны — такое хаотичное разнообразие жизни: кто-то в космос летает и верит в развитие науки, кто-то верит в бога и считает, что средневековье это ок. Всё это перемешивается и происходит одновременно.
-То есть ты этот процесс аккумулируешь, находишься внутри хаоса?
Да мы все внутри него находимся.
-Не знаю, можно, например, наблюдать со стороны, как думаешь?
Я пытаюсь свою жизнь структурировать и жизнь вокруг себя тоже, действовать и жить, чтобы всё было тип-топ, ничего не удивляло в плохом смысле, но посмотришь как люди живут некоторые — волосы дыбом встают! Как они так живут?)
Текст: Михаил Ситников, Instagram