Тело как метафора на выставке «Конструктор_Кожа и кости»
Выставка «Конструктор_Кожа и Кости» состоялась в феврале 2022 г. в Санкт-Петербурге в четырехсторонней коллаборации микро-институции «Конструктор», арт-резиденции 1.201, клуба винтажной культуры «Северные Сирены» и бренда «Кожа и Кости». Курировали событие Лиза Светлова и Арина Дейкина.
Текст: Наталья Драчинская
Фотографии: Екатерина Козлова, Екатерина Антипина
Открытие выставки «Конструктор_Кожа и Кости»
«Названия всех выставок нашей микро-институции строятся по единой формуле «Конструктор + тема экспозиции»: «Конструктор_тело», «Конструктор_смерть", «Конструктор_отцы». Так и здесь. По сути, «Конструктор_Кожа и Кости» — это трибьют нашей самой первой выставки, которая тоже исследовала тело и телесность» - рассказывает куратор Лиза Светлова.
Тема телесности по-прежнему актуальна, потому что тело — метафорическое поле для многогранных размышлений о чем бы то ни было. На выставке «Конструктор_Кожа и Кости» было представлено разнообразие тем, раскрытых через призму тела и телесности: материнство, эстетика повседневности, культура plus-size body, пандемия и локдаун, семья, любовь, смерть и память.
В архитектуре выставки присутствовали отсылки к названию микро-институции «Конструктор»: перекличка скульптурного триптиха Ульяны Пучеглазовой «Женщина 2.0» и фотопроекта Майи Череповой «Гость 3249320451» ощущалась как часть концепции.
Ульяна Пучеглазова «Женщина 2.0»
«Изначально мы находились в помещении конструкторского бюро бывшего Ленинградского завода игрушек, где они придумывались и проектировались — именно поэтому мы и «Конструктор». После потери нашего помещения мы решили не менять название, оставить прежнее. Для нас в этом какой-то философский смысл: Конструктор как конструкт — мы можем менять локации, формы, темы, форматы, но это все равно мы» — комментирует Лиза.
Нарратив конструктора и конструкта применим и к человеческому телу. По большей части к женскому. Художница Ульяна Пучеглазова объясняет это так: «В современной реальности наступило время познания «собственного я», физического и ментального. Понятия красивого, нормального и естественного претерпели изменения и утратили свои формалистские очертания. Женщина 2.0 это символ трансформации канонов видения женского тела, это конструктор физический и психологический, который женщина выстраивает в течении жизни».
Двухфазный проект Майи Череповой — фотография и инсталляция, подхватывает и доводит этот нарратив до абсурда: в проекте «Гость 3249320451» художница исследует тему фэтшейминга — абьюзивных отношений полных тел с современным обществом. Основой проекта стало обсуждение темы «полнота и сексуальность» анонимными «гостями» онлайн форума.
Майи Черепова «Гость 3249320451»
«Своей работой Майя как будто обращается к одному из участников форума. Используя метапрограммирование и глитч-эффект, деформируя изображения обнаженных тел до неузнаваемости, она стремиться продемонстрировать абсурдность глубокой неприязни к абстрактной полной женщине» — дополняет Лиза.
Инсталляция, сопровождающая фотографии, подобна детской головоломке «Пятнашки»: на игровом поле десятки фрагментов фотографии, передвигая которые можно собрать цельное изображение тела. Стоит уточнить, что задача почти невыполнимая. И даже в собранном виде фотография имеет такое искажение, что сомневаешься, финальная ли это картинка или нет. Это подчеркивает искаженное восприятие сексуальности полной женщины.
Наиболее выражено тема Кожи проявлена в работе Юлии Далидович «Наблюдатель». Камера видеонаблюдения, обтянутая материалом имитирующим человеческую кожу, с глазом вместо объектива и креплением-пуповиной. Этот объект Юлия посвятила своему умершему папе — так в ее представлении может выглядеть облик человека после завершения его земного пути.
Юлия Далидович «Наблюдатель»
«Мы отобрали этот проект, потому что он объединяет все темы, которые находятся в фокусе интересов Конструктора — тело, смерть, потеря отца. Именно с этой работы начинается выставка, объект расположен так, будто следит за всем, что происходит в пространстве. Конечно, это метафора трансформации, которую проходит человек, оказавшись в параллельном мире: он опекает, присматривает, наблюдает за теми, кто остался. И, конечно, я в этом вижу мотив не только семейно-ориентированный, но и политический — некое воплощение Большого Глаза, Царя-батюшки, который всегда безмолвно рядом» — рассказывает Лиза.
Выставка сопровождалась публичной программой с лекциями, мини-конференцией и перформативным бурлеск-шоу от винтажного клуба «Северные Сирены».
Встреча с фотографом и визуальной художницей Ирой Брана