Живописная поэзия Насти Литецких
21 июля в Gallery 3120 открылась персональная выставка Насти Литецких «Цветы для голубого мирного неба». Живописные, графические работы и инсталляции художницы – результат переосмысления собственного душевного состояния и осознания необратимости происходящего.
Текст: Ксения Квашнина
Камерное пространство Gallery 3120 в Санкт-Петербурге уже давно служит местом, где творчество молодых художников раскрывается по-особенному тонко, чувственно. Выставка «Цветы для голубого мирного неба» не является исключением. На первый взгляд легкие и лирические, произведения Насти Литецких постепенно открываются зрителю, прежде всего, идейной глубиной цветового решения.
Фрагмент экспозиции «Цветы для голубого мирного неба». Предоставлено галереей 3120
Цвет и цветы – опорные точки художественного повествования от стены к стене, от одного сюжета к другому. Неизменно присутствующие оттенки голубого через пейзажи, натюрморты, интерьеры, через вскользь намеченные линии, нечеткие образы на бумаге и символические предметы в инсталляциях возвращают нас к чему-то давно знакомому, но безвозвратно утерянному.
«Новый проект Литецких – это живописная поэзия на ощупь», - рассказывает куратор выставки Илья Крончев-Иванов.
Илья, как возникла идея проекта и его размещения в Gallery 3120?
Мы с Настей знакомы уже очень много лет. Мы познакомились в Перми, где-то в 2015 году, когда она еще училась в Пермском художественном училище. Тогда я заинтересовался её работами и приобрел несколько к себе в коллекцию. Два года назад Настя переехала в Петербург, стала учиться на реставратора в Академии Штиглица. Тогда я подумал, что мне было бы интересно с ней поработать как куратор и искусствовед. Так год назад в мае мы сделали первый совместный проект – выставку «Груши. Диа- и монотипии» в независимом пространстве FFTN. Тогда для выставки я сделал с Настей большое интервью, которые было экспонировано в пространстве вместе с 14 работами, на которых были запечатлены только груши.
Проходило время. У Насти появлялись новые работы. Мы с ней обсуждали ее художественную практику и карьеру. Тогда я подумал, что было бы здорово найти для неё галерею, чтобы ее работы реализовывались и она получала от этого доход. В конце 2021 я впервые посетил галерею 3120, которая как раз недавно открылась. Я увидел их пространство и влюбился в него. Это была всего лишь одна, но зато какая комната. Руинированная, с различными фактурами, трещинами на полу, витринными окнами, выходящими на улицу. Мне это всё напомнило вайб берлинских небольших галерей. Я подумал, что Настя здесь бы отлично смотрелась. Тем более галерея как раз сотрудничала с молодыми авторами, которые также работали в графике и живописи. То есть вроде бы с традиционными медиа, но по-новому их осмысляли. Мне это понравилось. Я познакомился с куратором галереи Ярославой Миненковой и показал ей портфолио Насти. Она же обсудила его с основателями галереи и им всем единодушно понравились Настины работы. Так что всё, что случилось, было по любви.
Фрагмент экспозиции «Цветы для голубого мирного неба». Предоставлено галереей 3120
Цветы для голубого мирного неба. А почему именно цветы? Как возникла идея этого образа?
Последняя книга, которую прочитала Настя перед началом военной спецоперации, был сборник стихов французского поэта Поля Элюара. Особенно ей запомнился поэтический цикл «Стихи для мирного времени», который начинался со строк «Мир ослеплённый, мир оглушённый». Позже Настя начала рисовать траурные цветы — так получилась целая серия работ с цветами. Цветы для мирного времени или цветы для мирного голубого неба. В дальнейшем, при обсуждении проекта мы также вспоминали антивоенную песню «Где цветы? Дай мне ответ», вспомнили про то, что цветы растут из земли, куда уходят тела погибших солдат. От этого у нас в пространстве появилась инсталляция с 60 кг черной земли.
Фрагмент экспозиции «Цветы для голубого мирного неба». Предоставлено галереей 3120
Что для вас, как куратора, показалось наиболее важным донести до зрителя посредством работ Анастасии?
Я считаю, что когда курируешь персональные выставки, то главное кредо должно быть как у врача – не навреди. То есть, в первую очередь, для меня было важно грамотно и бережно экспонировать работы художницы, найти в них некие фундаментальные составляющие и с помощью экспозиции подсветить их, помочь зрителям их считать, увидеть, почувствовать. Для меня такими направляющими стали поэтичность, некая тоска, грусть, мотив воспоминания, ностальгия по невозможному. В работах Насти изображения мрачных цветов, голубого леса и деревьев, постсоветских интерьеров и автопортретов погружают нас в мир культурных символов и кодов, знакомых каждому из нас. Это такое ощущение узнавания чего-то забытого, вытесненного, ускользающего, но столь родного и близкого.
Можно ли утверждать, что у выставки есть некая структура? Например, я обратила внимание, что в работах нет людей, кроме одного портрета. Может быть, это автопортрет…
Очень сложно создать структуру, когда ты работаешь в рамках одной комнаты. Но можно сказать, что драматургия экспозиция держится на двух инсталляциях, расположенных в противоположных углах комнаты. Одна – летящая, легкая, светлая, воздушная, монохромная, другая – тяжелая, лежащая, темная, цветастая. Они как бы создают такой контрапункт, натяжение и сопротивления пространства, внутри которого располагаются другие работы. Вы правильно заметили, что на работах нет человека. Обычно Литецких создает свои работы во время летнего «дачного» отпуска, когда она сбегает из города и остается в одиночестве, наедине с собой. В экспозиции присутствует лишь одна работа с изображением человека – это сама Настя. Она здесь главный герой. Ее небольшой автопортрет как бы связывает все работы вокруг себя.
Фрагмент экспозиции «Цветы для голубого мирного неба». Предоставлено галереей 3120
Хотелось бы узнать подробнее об истории создания инсталляций.
Одна из них – это печать черно-белой аналоговой фотографии на советской простыне, сделанной на заводе в Апатитах. Настя долгое время занималась фотографией, как цифровой, так и аналоговой. Поэтому в её архиве очень много фоторабот. Мы решили сделать печать фотографии на таком вот реди-мейде. Забавно, что на фотографии запечатлено как сушатся простыни, натянутые между березами. Мы же свою простынь в экспозиции также натянули сушиться на бечевку и зафиксировали деревянными прищепками.
Фрагмент экспозиции «Цветы для голубого мирного неба». Предоставлено галереей 3120
Вторая инсталляция родилась из нового увлечения Насти. Этой весной она прислала мне фотографии, как она гуляла в парке и начала создавать прямо на местности некую сайт специфик историю с плетением из бисера, нитей, камней, веток и ракушек. Мне эта история так понравилась, что предложил Насте воссоздать эту работу в галерее с использованием черной земли как основы. Тем более, что земля в контексте происходящих событий обретает сильные метафорические ассоциации и смыслы.
Предоставлено Настей Литецких
Вы сказали, что работы Анастасии откликаются внутри, в вашей душе. Расскажите, что близко лично вам в ее сюжетах?
Да, верно. У меня в коллекции есть несколько её работ. Меня увлекает то, как по-своему она перерабатывает советское наследие. Эта память постсоветского присутствует в ее работах даже на уровне техники (возможно, след обучения в Пермском училище), но то, как она по своему создает эти живописные пространства, наполненные этой ностальгией по невозможному (ведь сама Настя никогда не жила в Советском союзе) – это меня и поражает. В кураторском тексте я пишу, что это чувство невозвратной ностальгии перманентно присутствует в её работах. И это не только некий флёр советского, начиная от изобразительных мотивов и заканчивая техникой живописи, а, скорее, даже неумолимая тоска или скука, исполненная воспоминаниями. Грусть — это счастье глубоких людей. И работы Литецких предлагают нам его испытать.
Настя Литецких. Фрагмент триптиха «Цветы», 2022
Будет ли продолжение вашего сотрудничества с Анастасией? Возможно, уже есть какие-то планы?
Я думаю, конечно, будет, но о планах пока рано говорить. Знаю, что галерея планирует вести работы с этой выставки на ярмарку современного искусства blazar в Москву. Так что у москвичей тоже будет возможность познакомиться с её искусством, чему я очень рад.
Выставка Насти Литецких «Цветы для голубого мирного неба» проходит в Gallery 3120 с 21 июля по 28 августа 2022 г.
Адрес галереи: г. Санкт-Петербург, ул. Воскова, д. 31/20. График работы: четверг-воскресенье, 14:00-20:00. Вход свободный!