Коллаж, оммаж и следы старых мастеров
14 октября в большом зале пространства арт-платформы Cube.Moscow открылась первая выставка искусствоведа Анастасии Постригай «Искусство вне времени». В экспозиции представлены порядка 60 экспонатов из коллекций ведущих галерей Москвы: a-s-t-r-a, Askeri Gallery, POP/OFF/ART, Alina Pinsky Gallery, InArt Gallery и др. Основные художники, участвующие в мероприятии: Иван Плющ, Игорь Шелковский, Олег Ланг, Евгений Гороховский, Ирина Дрозд, Люся Воронова, Саша Фролова, Владимир Григ и другие.
Текст: Екатерина Павленко
Идея выставки оригинальна: показать, как творения старых и не только мастеров сознательно или бессознательно влияют на работы современных художников. Думаю, что ни раз глядя на современные произведения искусства, вам казалось, что что-то подобное вы уже видели. При этом чем более насмотрен зритель – тем больше возникает ассоциативных параллелей.
Заяц и метафизическая юла. Кирилл Гаршин
В ближайшие три дня указанные параллели в Cube можно искать чрезвычайно азартно и совершенно официально: на выставке нет ни одной работы, которая не содержит в себе отсылки, а то и нескольких к творениям других авторов, зачастую к самым известным. Шанс угадать предшественника значителен, но случают и курьезы. Например, заяц на картине Кирилла Гаршина «Заяц и метафизическая юла» вызвал и меня стойкие ассоциации с кроликом Льюиса Кэрролла, а оказалась, что это оммаж А. Дюреру. Обидно! Ведь творчество Дюрера я знаю очень неплохо, а вот не угадала …
Купание писсуара. Руслан Солопеев
Брейгелевские «Охотники на снегу» близнецы-братья «Зимних бегунов» Рубена Монахова: такая же «плоская» техника, та же цветовая гамма и весьма схожий пейзаж. А вот «Страшный суд» из Сикстинской капеллы Микеланджело в круглой картине в роскошной раме Натальи Спечинской под названием «Влюбленный кентавр» угадать значительно сложнее. Иногда источник и новое произведение не являются тождественными произведениями искусства. Скульптор легко воодушевляется картиной, а элемент архитектурного украшения становится лентикулярным принтом Саши Фроловой. В «одеялке» с музыкальным названием «Буги-Вуги в Москве» Ростислава Лебедева, я увидела воспоминание о детстве, а не принт Пита Мондриана. Забавно, что «Девочка с Хорьком» Ардана Бальжанова в «прошлой жизни» была «Дамой с горностаем» Леонардо да Винчи, что «Фонтан Дюшана», так впечатлил Руслана Солопеева, что родилась целая серия картин «У Марселя Дюшана». На выставке из нее представлены две работы: «Утро не в сосновом бору» и «Купание писсуара». Как вы поняли из этих двух последних работ, источников вдохновения у автора может быть несколько.
Утро не в сосновом бору. Руслан Солопеев
Особенно мне понравился современный ванитас Анна Селиной. Ее картина «Молвил ворон: Никогда» не лишена юмора: чего стоит раздраженный обнаженный Амур со стрелой в мягком месте! При этом она отсылает не только к картине Виллема Класа Хеды (обожаю его технику написания стеклянных предметов!), но и к мрачно-романтичному стиху Эдгара Аллана По «Nevermore». Я за множественность параллелей!
Молвил ворон никогда. Анна Селина
Пространство выставки для проведения веселого квеста «отгадай автора, идею, произведение искусства, положенное в основу» организованно наилучшим образом: рядом с каждой картиной, скульптурой, инсталляцией расположена закрытая непрозрачным файлом подсказка. Посетитель может рассмотреть работу, сделать свои предположения относительно идей, вдохновивших автора на ее создание и проверить свою догадку, обратившись к подсказке.
Девочка с Хорьком. Ардан Бальжанов
Помимо подсказки каждая работа сопровождена QR- кодом, ведущим в детальный электронный очень красивый каталог выставки. В нем можно не только найти информацию о работе, ее авторе и его творческом замысле, но и приобрести понравившуюся вещь за указанную цену. Кстати, о стоимости. Работы весьма недешевые, их цена колеблется от 21 000 до 2 064 000 руб. Если отбросить крайности, то большая часть работ попадает в ценовой диапазон от 150 000 до 350 000 руб. Впрочем, я не про деньги, я про отличную идею и про то, что искусство никак не может быть скучным! Проверено на себе: сразу после этой выставки я легко нашла в «Лежащей женщине» Олега Целкова (экспонируется в соседнем зале) Венеру Палеолита и творения Фернандо Ботеро.
Зима. Киото. Владимир Григ
А если про деньги, то самой дорогой картиной выставки, оцененной автором в 2 064 000 руб., стала работа Владимира Грига «Зима. Киото» (110х210,5 см, холст, акрил, стеклярус, мозаика).
Выставка идет с 14 по 16 октября 2022г. Имеет смысл поторопиться. Билеты по ссылке.
Коллаж
Список оммажей:
«Апофеоз Победы» Ян Тараканов. – «Апофеоз войны» В. Верещагин
«Заяц и метафизическая юла». Кирилл Гаршин – «Заяц» А. Дюрер
«Зимние бегуны» Рубен Монахов – «Охотники на снегу» П. Брейгель-старший
«Влюбленный кентавр» Наталья Спечинская – «Страшный суд» Микеланджело Буонарроти
«Буги-Вуги в Москве» Ростислав Лебедев- «Буги-Вуги на Бродвее» Пит Модриан
«Девочка с Хорьком» Ардан Бальжанов - «Дамой с горностаем» Леонардо да Винчи
«Утро не в сосновом бору» Руслан Солопеев - «Фонтан Дюшана» М. Дюшан и «Утро в сосновом бору» И. Шишкин
«Купание писсуара» Руслан Солопеев - «Фонтан Дюшана» М. Дюшан и «Купание красного коня» К. Петров-Водкин.
«Молвил ворон: Никогда» Анна Селина – «Ванитас» Виллем Клас Хеда, Э. А. По «Nevermore»
«Зима. Киото» Владимир Григ – «Надушенный принц» Нио но Мия