Где теперь современное искусство: пространство музея AZ в палатах на Маросейке
21 декабря в старинных палатах на Маросейке открылось новое пространство с игривым названием AZ/ART. Площадка обещает быть экспериментальной, а демонстрируемое искусство современным. Разбираемся, почему совриск все чаще попадает в исторические интерьеры, и куда «гуляют мечтатели» на выставке Федора Семенова-Амурского.
Текст и фото: Кондрякова Полина
Как нетрудно догадаться, «AZ/ART Маросейка» является новым филиалом московского музея AZ. Генеральный директор музея Наталия Опалева подчеркивает: «Это будет экспериментальная площадка для работы с современным искусством, с молодыми художниками. … Классика и современность, традиции и новаторство, художественные поиски и творческие открытия — все это арт-лаборатория в новом музейном пространстве AZ ART». Прежде чем перейти к рассказу о дебютной выставке «Прогулки мечтателя» Федора Семенова-Амурского, которая, кстати, приурочена к 120-летию со дня рождения художника, (хотя ставка вроде бы делается на молодых) интересно разобраться с самой тенденцией приспосабливания исторических пространств под центры современного искусства.
AZ/ART является минимум третьим местом в Москве, открывшимся за последние несколько месяцев, где в основе концепции лежит сопоставление классики и современности. Осенью с помпой прошло открытие Elohovskiy gallery, а за день до Маросейки вернисаж прошел в Доме купцов Шелаевых на площади Журавлева, залы которого теперь занимает центр КРЕАДОР. Почему такое избитое сопоставление старого и нового внезапно захватило умы кураторов и деятелей искусства?
Первое и самое прагматичное, что приходит в голову — современного искусства стало слишком много, и оно перестало помещаться в местах для него привычных. Тем не менее, после некоторых размышлений целеполагание становится яснее и глубже. Смена пространства экспонирования предмета неизбежно ведет к смене его восприятия и в принципе оптики зрителя. Таким образом, выводя современное искусство из подвалов, фабрик и заводов (своего рода андеграунда), кураторы добиваются его легитимации. С другой стороны, перемещая произведения из white cube в залы с лепниной или под кирпичные своды, те же кураторы нивелируют эффект «замыливания взгляда». Постоянно глядя на картины/объекты на фоне белых стен, рано или поздно привыкаешь. Увидев то же самое в «непривычной» обстановке, вы-зритель скорее всего испытаете большее эмоциональное потрясение, как минимум, из-за несоответствия ожиданий и полученного опыта.
Долго ли можно будет сохранять «эффект неожиданности», и не является ли сам этот метод экспонирования спекуляцией на авторитетах — вопросы открытые.
Переходя от широких рассуждений к конкретике, невозможно не похвалить выставку «Прогулки мечтателя», почетно положившую начало работе пространства AZ ART. Хотя Федора Семенова-Амурского сложно назвать молодым художником (все таки 120 лет со дня рождения), отказать в современности ему нельзя.
Главным образом представленные на выставке работы создавались в 1950-х — 70-х годах. При этом, вписать их в контекст советской живописи получается с трудом и лишь косвенно. Вероятно, делать этого и не стоит.
Предоставлено музеем AZ ART
Будучи по духу наследником раннего французского модернизма — Матисса, Сезанна, и Боннара, Семенов-Амурский абсолютно самобытен. Он писал маслом на грунтованной бумаге; работал с небольшим форматом и приглушенным, слегка грязноватым колоритом, а главными жанрами избирал пейзаж и портрет. В рубленых, почти грубых и неряшливых формах его живописи чувствуется энергия и вещественность. Наследие Сезанна со стремлением преобразовать предмет в простые геометрические объемы, насыщенность и пастозность цвета Ван Гога и Гогена, наконец, лиричность Боннара — всё это сочетается в творчестве художника с какой-то абсолютной русскостю, народностью, рукотворностью. Взяв близкое ему по духу от модернизма, иконописи и лубка, Семенов-Амурский сумел создать собственный мир и язык, к сожалению, пока мало известный.
Предоставлено музеем AZ ART
Особенный эффект от работ создают рамы Игоря Шелковского — друга художника и организатора двух его выставок во Франции (в 1988 и 1993 годах). Деревянные, массивные, геометричные — они напоминают наличники изб и скорее являются самостоятельными скульптурными объектами, чем просто обрамлением картин.
Сводя вывод к громкой и красивой фразе, можно сказать, что и само пространство центра, и первая выставка стали для основателей большим успехом. Живопись, скульптура и архитектура сплелись в некий цельный и качественный проект, за которым, надеемся, последует достойное продолжение.
Гости выставки могут присоединиться к экскурсиям по экспозиции: 4 и 6 января в 14:00
AZ ART: улица Маросейка, 11/4с1.
Вход в AZ ART свободный.
Каждый день, кроме понедельника, с 12:00 до 20:00.