Как «Найти Внутреннюю Монголию. Часть 2» Шаманизм, Бойс, Пустота и побег от тревоги
В 1992 году сначала в Русском музее, а потом в Пушкинском прошла первая выставка в России Йозефа Бойса «Внутренняя Монголия». А в 1996 году опубликована книга Виктора Пелевина «Чапаев и пустота»: «Внутренняя Монголия называется так не потому, что она внутри Монголии. Она внутри того, кто видит пустоту».
Книга-ощущение прохудившейся реальности. Если Йозеф Бойс – шаман-проводник, но инверсионный, который пытается объяснить наш мир тому другому, поэтому рассказывает мертвому зайцу о картинах, то Пелевин в своем романе как будто не считает нужным что-то кому-то разъяснять.
Текст: Елена Гусева, арт-директор галереи Дамирова
Анна Не, художница, куратор, психолог, гештальт-терапевт
Анастасия Гросс «Сепаратное исчисление» Фото: Лиза Мареева
Шаманизм в качестве проводника, инструмент-медиум повествования, крайне важен для понимания и художественного высказывания и Бойса, и романа «Чапаев и пустота», и выставки «Найти Внутреннюю Монголию. Часть II» куратора Кати Финкельштейн в ARBUZZ Gallery.
И если первая часть для исследования выбрала более всеобъемлющие темы: человек-тело-невроз-побег-природа, то второе действие разворачивается в пространстве города, в пространстве внешнем и внутреннем, внутри каждого, а значит нигде – в пустоте.
39 художников и арт-групп, объединённых выставкой «Найти внутреннюю Монголию. Часть II» в пространстве галереи ARBUZZ, образовывают стоп-кадр эпохи, замершую субстанцию бытия, на пороге которой встречают меховые часы Михаила Чулова: сложно понять, идёт ли здесь время, или замерло, так как двигается только секундная стрелка, тогда как часовая и минутная, утопая в меху, остаются неподвижными.
Михаил Чулов «Часы идут, а время остановилось» Фото: Лиза Мареева
Общность, мифологический мир, в который порталом и проводником служит входная дверь галереи, с намеченными Марией Мичи цитатами из первоисточника–книги. Выборка, на первый взгляд, несвязанных кусков текста для цитирования, становится понятной именно через призму нежелания давать ответы: «так уж устроен этот мир, что на все вопросы приходится отвечать посреди горящего дома».
Мария Мичи «Escape», Мария Головкина «Шаг в пустоту» Фото: Лиза Мареева
На входе, помимо остановившегося времени, функционирует аппарат «Всемогущий контроль» Евгении Кашаевой и Дениса Карасева, выдающий исключительно счастливые автобусные билетики, так что это за мир – где все билеты счастливые, но под контролем?
Евгения Кашаева, Денис Карасев «Всемогущий контроль» Фото: Лиза Мареева
В городе градус мистики сильно снижен, так что такое городской шаманизм? – пустота там, где ее быть не должно, невозможно – безлюдный супермаркет, как в видеоарте «Внутренняя Магнолия» Лизы Кашинцевой, где реальность выворачивается наизнанку, такая параллель между Внутренней Магнолией Пелевина, которая находится «нигде» и состоянием нирваны в буддизме. Так, продуктовый супермаркет становится сакральным пространством и убежищем, готовым принять людей 24 часа в сутки, несмотря на ковидные ограничения и санкции.
Видео-перформанс Лизы Кашинцевой «Внутренняя Магнолия» Фото: Лиза Мареева
Или шаманизм в соединении природных материалов (глина, дерево, ткань, земля) и фактур с типичными городскими: асфальтом, бетоном, граффити и стеклом, - инородными и чуждыми, казалось бы, для галерейного пространства? Так, глиняная ваза Лоры Зюзиной «Наше будущее - туман», имеющая фактуру стены типичного городского здания с разными слоями краски и граффити, а также серия скульптур «Квант силы», стоящих на земле, Елены Тормышевой соединяют в себе природное, традиционное и городское, современное.
Лариса Зюзина «Наше будущее - туман», Фото: Лиза Мареева
КеКе, живопись «Внутреннее море» и «Лес», Елена Тормышева, керамика «Квант силы», «Груз», «Слои». Фото: Лиза Мареева
«Для бегства нужно твердо знать не то, куда бежишь, а откуда. Поэтому необходимо постоянно иметь перед глазами свою тюрьму»,- цитирует Пелевина Катя Финкельштейн в заглавном тексте выставки. В стремлении выбраться из «тюрьмы» страха и тревоги каждый художник предлагает свой путь, будь то побег вовнутрь себя как, например, Анна Ким, автор коллажа «Внутренняя сила», или стабильный и фантазийный мир детства, до которого волнения взрослых людей практически не долетают. Так, Надежда Хмыль через свою интерактивную инсталляцию «Раскраски для взрослых» приглашает посетителей дать волю своему внутреннему ребенку, а работа Лиды Ильчук «Негатив», изображая обыденный сюжет из детской жизни как негатив фотографии, подсвечивает невозможность совсем спрятаться от всепроникающего беспокойства и зыбкости внешнего мира.
Анна Ким коллаж «Внутренняя сила», Гудкова Светлана «Цемдолина», Александр Eveningoff «Зависимость» Фото: Лиза Мареева
Надежда Хмыль «Раскраски для взрослых». Фото: Лиза Мареева
Лидия Ильчук «Негатив», Лариса Зюзина «Столб», диптих Насти Егоровой «Illoveし09»_01 (Illusion_01), Фото: Лиза Мареева
Пространство, таким образом, становится наполнено таким количеством визуальных и эмоциональных шумов, а кажущаяся пустота содержит настолько сильное напряжение, которое рождается в конфликте между реальностью и стремлением от нее убежать, что наилучшей разрядкой становится возможность бить керамику триптиха «2022» Наташи Хапаевой-Шурпо, которая принимает на себя удар.
Так что такое пустота? Выставка, конечно, не дает ответа на вопрос, просто потому что и не было такого намерения.
Наталья Хапаева-Шурпо, Инсталляционный триптих «2022».
Фото: Лиза Мареева
Участники проекта:
Ольга Аксенова, Жанар Берекетова, Кирилл Бетехин, Андрей Биргер, Александр Вечеров, Янита Войт, Мария Головкина, Настя Гросс, Группа АМ, Григорий Грязнов, Игнатий Гудков, Светлана Гудкова, Дарья Данилова и Карина Щербакова, Анна Двор, Настя Егорова, Ксения Ефимова, Дмитрий Запылихин, Лариса Зюзина, Лидия Ильчук, Анна Канфер, Евгения Кашаева и Денис Карасев, Елизавета Кашинцева, КеКе, Анна Ким, Мария Мичи, Екатерина Козлова, Аглая Кузнецова, Наталья Межерицкая, Артем Мунтян, Оля Махно, Никита Орлов, Михаил Плеханов, Ася Сусанина, Елена Тормышева, Наталья Хапаева-Шурпо, Надежда Хмыль, Михаил Чулов, Шайен, Анна Сярова.
Даты работы: 14-29 мая 12:00-19:00, вторник - выходной, галерея закрыта.
Параллельная программа:
25 мая 17:00 — творческий мастер-класс по коллажу от участницы выставки Анны Ким.
Место проведения: Arbuzz Gallery.
Обращаем ваше внимание, что количество мест на мастер-класс ограничено.
Адрес: Arbuzz Gallery, Москва, ул. Павла Андреева, 4, метро Серпуховская.