«Пространственные альтернативы»: выставка работ Александра Юликова в Третьяковской галерее

В Новой Третьяковке открылась персональная выставка советского и российского художника Александра Юликова. Дитя 1940-х, активный участник сцены неофициального искусства, Юликов был признан «единственным русским минималистом» в 1970-е, а три года назад получил премию Фонда Барнетта и Анелли Ньюман за «индивидуализм и независимость» в работе. 

Текст и фото: Юлия Крышевич

Оставаясь верным выбранной стилистике, живописец продолжает творить и сегодня. На выставке можно увидеть как ранние произведения художника, созданные еще в советский период, так и его более поздние объекты (2006—2016). Работы Юликова представлены из архива Третьяковской галереи и частных коллекций. 

Название проекта «Пространственные альтернативы» четко описывает веху в творчестве живописца, которую он сам называл «визуальной поэтикой»: эксперименты с распадом и иной трансформацией формы в объеме окружающей действительности. Важно, что предмет Юликова за редким исключением остается двухмерным — в этом смысле, он бесспорный кубист. Другая грань его приема — скромная цветовая палитра и выбор простых геометрических фигур в качестве центра композиции. В цветовой триаде «чёрный — красный — белый», бесстрастной равномерности квадратов и треугольников кроется минималистская миссия живописца. 

Отстраняясь от задач «старого» искусства, Александр Юликов открывает необычные методы работы с образом и пространством. Художник точно моделирует свои полотна как инженер, меняя материал предмета, его положение на холсте и сочетаемость с другими элементами картины. В Советском Союзе такие эксперименты долго считались формализмом и влиянием запада. Впрочем, сложно сказать, какое влияние в большей мере испытало на себе творчество Юликова: американского абстрактного экспрессионизма или течений русского авангарда. Например, «длинные» картины художника, состоящие из девяти одинаковых по размеру холстов, не что иное, как оммаж гигантским полотнам, излюбленному медиуму Барнетта Ньюмана, Фрэнка Стеллы и Джексона Поллока. В то же время, свой «Черный квадрат» Александр Юликов написал в попытке вступить в диалог с наследием Казимира Малевича.

Несмотря на интерес к западным художникам и новым веяниям в искусстве, автор не отказывается от весьма традиционного, живописного метода создания работ. С одной стороны, причиной тому фундаментальное образование живописца, полученное Юликовым в Московском высшем художественно-промышленном училище, с другой — привилегированная позиция живописи в официальной жизни страны в то время. 

В экспозиции легко проследить траекторию творческого поиска нонконформиста: от монохромных и причудливо рельефных работ 1970-х к оп-арт экспериментам 1980-х. К первым, в том числе, относится «Черная композиция», участница знаменитой выставки в Павильоне «Пчеловодство» на ВДНХ в 1974 году. В более поздних работах, представленных на нижнем этаже, Юликов добавляет цвет — синий и желтый — разбивает образ о пространство незыблемого мира, но меньше внимания уделяет фактуре предмета. 

Интересно, что художник пробовал себя в разных направлениях, в том числе в концептуализме и в соц-арте, но всегда возвращался к однажды выбранному курсу: геометрии, редукции, игре с выходом предмета за пределы плоскости картины. На выставке представлены работы, ярко характеризующие стиль Александра Юликова. Увидеть советский минимализм, поразмышлять о сложносочиненном происхождении неоавангарда или просто познакомиться с творчеством самобытного живописца — на «Пространственные альтернативы» стоит сходить в любом случае. 

Выставка «Пространственные альтернативы» в Третьяковской галерее продлится до 30 июля. Куратор проекта: Ирина Горлова. Подробней о выставк по ссылке.

 

Александр Юликов на фоне своих работ на открытии выставки