Современное искусство в поисках Дягилева
В пространстве Cube.Moscow открылась выставка Kupol Gallery «Нам нужен Дягилев» под кураторством Полины Ивановны Лобачевской, в постановке Геннадия Синёва. О том, что такое дух Дягилева, почему выставка имеет право выглядеть как модный показ, и как на материале прошлого сделать «не пыльный» проект — рассуждает корреспондент Полина Кондрякова.
Текст: Полина Кондрякова
Фото: Kupol Gallery
Почему нам срочно понадобился Дягилев? Создавая выставку на уже в меру изученную и даже мейнстримную тему, куратор сталкивается с несколькими проблемами. Во-первых, как преподнести её [тему] под новым углом, желательно, не скучным и не избитым. Во-вторых, как оправдать свой «новый» взгляд и найти, действительно, релевантный подход.
Мировая слава «Русских сезонов» позволяет не говорить об этом явлении подробно. Тем более, что большая архивная выставка, посвященная Дягилеву, относительно недавно завершилась в Государственной Третьяковской галерее. Тем интереснее понаблюдать, как наследие самого известного российского антрепренёра представила частная, а не государственная институция.
Идея соединить в одном пространстве старое и новое и провести какие бы то ни было параллели — не оригинальна. Главный вопрос кроется в реализации и убедительности этих параллелей. Зрителю предлагается посмотреть на эскизы Александра Бенуа, Леона Бакста, Эрте и Константина Коровина из частных коллекций Ольги Шепельской и фонда Андрея Чеглакова в гламурном соседстве с работами Юрия Купера, Рустама Хамдамова, Екатерины Филипповой, Игоря Чапурина, Дарьи Коноваловой-Инфанте, Платона Инфанте и Вадима Тишина.
Легкий полумрак, стробоскопическое мигание и ритмичные биты довольно достоверно погружают в атмосферу Fashion показа. Такая сценография выглядит органично, учитывая, что большинство экспонатов — балетные костюмы. Пожалуй, если поставить задачу описать выставку галереи «Купол» одним словом, то это будет «глянец» или в крайнем случае «гламур». Но существует ли прямая связь между роскошными, кожаными и расшитыми стразами костюмами Игоря Чапурина, созданными для проекта компании MuzArts «Лабиринт» в Большом театре, и теми же эскизами Константина Коровина?
Не совсем очевидные соседства хорошо ложатся на концепцию кураторского восприятия Дягилева как своего рода «духа места». Хотя прямо об этом нигде не говорится (расчёт на интеллектуального зрителя), фигура первого российского продюсера в современном понимании слова и профессии становится именно вдохновляющим образом. Дух и настроение Дягилева, человека-праздника являются стержнем выставки, на них наслаиваются и в их же ореоле существуют работы современных художников.
Сложно не заметить костюмы Вадима Тишина из серии «ЗОВ. На четыре стороны света». Лубочные за счет сознательного обращения художника к древнерусским сказкам, красочные, сочные и при этом геометрически инопланетные платья, соединяющие в себе и орнаментализм, и эстетику площадного балагана, и искажённые околославянские мотивы старины. Если внимательно вчитаться в комментарий арт-продюсера проекта Виктории Михопулу, становится ясно — Дягилев здесь лишь предлог, символ необузданности, смелости и новаторства.
«Объединяя в себе, с одной стороны, ориентальную, языческую и связанную с европейской стариной экзотику, и, с другой стороны, острый, радикальный эксперимент, русский балет представлял собой нечто непредсказуемое, демонстративно меняющее формы, опасно провокативное и необузданно живое». Именно эти принципы провокативности, экспериментальности и кричащей необузданности дягилевского проекта становятся для художников современности основополагающими в вопросе обращения к фигуре мэтра.
Особняком смотрится видео-инсталляция Платона Инфанте, в которой он соединяет реконструкцию декораций Льва Бакста и бенефис Николая Цискаридзе, исполнившего в 2007 году три балета из «Сезонов»: «Послеполуденный отдых Фавна», «Видение розы» и «Шехеразаду». Здесь, конечно, присутствует непосредственная связь и обращение к балетному и художественному наследию начала прошлого века. Видимо, именно поэтому в рамках выставки работа Инфанте выглядит не самой интересной.
Нужно вспомнить, что сам Дягилев не был ни художником, ни хореографом, ни танцовщиком. Он автор идеи, антрепренёр, и вообще организатор культурного «бесчинства», прогремевшего на всю Европу и в частности Париж. В этом контексте истинным наследником Сергея Павловича выступает куратор — Полина Лобачевская, близкая ему в своём умении создавать смелые и по-настоящему грандиозные проекты.
Полина Ивановна — галеристка и независимый куратор. Подобно Дягилеву, полностью изменившему представление общественности о русском балете, она смогла перезапустить для российского зрителя художников Франсиско Инфанте, Дмитрия Плавинского и Анатолия Зверева, создав в конечном итоге его музей, номинированный на лучший частный музей Европы в 2019 году. Подавляющее большинство проектов, которых касалась рука Лобачевской, волшебным образом превращались в супершоу. Вероятно, некоторые из посетителей Cube.Moscow смогут вспомнить выставки «Зверев в огне», «На пороге нового музея» или «Тарковский & Плавинский» (Новое пространство театра наций) и даже узнают индивидуальный почерк куратора, отмеченный любовью к эксперименту, включению медиа-арта (постоянный участник Платон Инфанте), мультипликации и кино.
«Нам нужен Дягилев» — это целостное кураторское высказывание. Шумное, искрящееся, запоминающееся и модное в лучшем смысле этого слова, которое нужно воспринимать целиком, как идею, а не как набор отдельных художественных произведений.
Эпиграф и сверхзадача выставки открываются в буклете и, к сожалению, нигде больше (графический дизайн буклета Александр Мурашов). Это цитата Александра Бенуа: «Наш друг был вообще довольно индифферентным к «поэтическому началу» в искусстве. Лишь бы было «красиво» (это слово у Дягилева вырывалось особенно часто, но означало нечто весьма неопределённое), тогда как была ли в картине хоть капля чего-то иного, нежели такая внешняя красивость, это его не заботило». Именно стремление к красоте и эффектности стоит воспринимать в качестве главного стимула всей выставки, не менее важным дополнением к которому явилось наличие сил и возможностей воплотить это стремление в жизнь.
Выставка «Нам нужен Дягилев» открыта в пространстве Cube.Moscow Kupol Gallery до 22 сентября.