Интервью подготовлено Медиа-проектом ART УЗЕЛ совместно с Международным фестивалем видеоарта "Сейчас&Потом"
Фотографии предоставлены Галиной Мызниковой и Сергеем Проворовым.
Cовместно с Международным фестивалем видеоарта "Сейчас&Потом", мы продолжаем цикл интервью, посвященный видеоарту, в котором знакомим Вас с российскими актуальными художниками, работающими в этом направлении. Сегодня мы публикуем беседу с арт-группой "Провмыза" (Галина Мызникова и Сергей Проворов).
Арт-группа "Провмыза" (Галина Мызникова и Сергей Проворов) была создана в 1998 году. Художники работают в различных областях современного искусства: видео-арт, экспериментальное кино, фотография, инсталляция. В их арсенале более двух десятков фильмов, принявших участие в многочисленных международных фестивалях и отмеченных различными призами, такими как Tiger Award for Short Film 38th International Film Festival Rotterdam, Gran Premio for the Best Competing Film 25th Asolo International Art Film Festival, Best Experimental Film 15th Chilean International Short Film Festival, Best Art Film 5th "Imaginaria" International Film Festival /Conversano, Italy/ и др. Произведения художников были представлены в павильоне России на 51st Venice Biennale, KunstFilmBiennale (музей Людвига, Кёльн), Hors Pistes (Центр Жоржа Помпиду, Париж), Biennial of Moving images (Центр Сен-Жерве, Женева), Montevideo Biennial /Banco Republica del Uruguay, Montevideo/, Московское Биеннале современного искусства и других известных событиях.
Почерк ваших работ узнаваем. Расскажите о специфике своей работы.
- Создание произведения - всегда попытка художественным методом постичь уникальные ментальные трудности через преодоление предложенной, физически максимально конфликтной резонансной среды, природы. Природа как нелогичное жёстко дегуманизированное пространство "развращает" (насилует) тело.
Схватить "уставшей" камерой, её последней силой выдохнувшиеся тела - задача, подчас неконтролируемая, лишающая нас необходимых условий авторства, что впоследствие и устраивает путь, движение самого произведения, её феноменологическую сущность.
Расскажите, как нужно воспринимать видеоарт? Не могли бы Вы дать определение видеоарта?
- Есть более очевидное понятие "фильм художника", как некое сформулированное движение видимых вещей и тел, познаваемых в созерцании. Ты один из созерцающих зрителей, способный к переходу границы с внешней плоскости экрана внутрь, во внутреннее индивидуальное беспокойство, когда оказываешься один на один с собой, где дискурс восприятия меняется, становится не онтологичен, а психологичен.
Наиболее верное восприятие - наощупь, когда слух и зрение вновь закапываются в первобытное, нерасчленённое состояние, синкретически уподобленное... и смысл постигается на уровне экзистенциального переживания, интуиции, а не через логический анализ и культурные коды.
Какова грань между кинематографом (артхаусным, авторским, документальным) и видеоартом?
- Грань слишком живая, перекрёстно рефлексивная, чтобы её зафиксировать и сделать понятийной.
Провмыза. Кадр из фильма "Капель". 35’05, 2009
Важна ли для развития видеоарта чистота жанра? Не мешают ли его развитию другие формы искусства (инсталляция, медиаискусство, перформанс и др)?
- Художник подобен шару, внутри границ которого, ближе к центру, "резвятся" художественные множественности, способные в неразумный момент вырваться за пределы формы. Он (художник) в каком-то смысле имеет абсолютное творческое бесстыдство в своём желании находиться на разных художественных площадках одновременно, расставлять замысловатые рискованные крючки различным видам искусства и совершается подобное в нарастающем нетерпении высказаться.
Мгновенно сменить материал творчества и представить как невозможное для данного художника событие, так называемую "непредсказуемую новизну" сегодня является актуальным созидательным актом.
При этом необходимо освободить себя от вопросов намеренного раздвигания границ искусства. Они паразитарны для художника, они ставят художественный процесс в зависимость не творческого порядка. Есть некое тело произведения, которое самодостаточно само по себе, оно охраняет само себя изнутри и абсолютно не структурируется, не разваливается, по жанрам и видам, а является "цельным" художественным высказыванием.
Насколько новые технологии влияют на развитие видеоарта? Что сегодня важнее: содержание или манипуляции?
- Технологии не более, чем средства, создающие некое техническое удобство, без качества интерпретатора, способного разрушать творческие "наивности", те мгновенные бессознательные чувства и истиную природную физиогномики. К сожалению, часто подобное имеет место быть при возведении художниками своей технологической виртуозности до уровня художественной "сверхправды".
Подача видеоарта меняется со сменой программных обеспечений, форматов экрана, местоположений в пространстве галерей и др. Все это время мы имеем дело с одной и той же видеоработой?
- Меняется статус трагической жизни видимых вещей. За всевозможными внешними аспектами скрываются различные спроецированные состояния, связанные с механизмом видения. Поэтому у художников обоснованно возникают требования к внешним свойствам воспроизведения произведения.
Провмыза. Кадр из видео "Вечность". 2011. 36 мин.
В какой степени к видеоарту применимо репродуцирование оригинала? Сколько копий одного произведения может существовать?
- Репродуцирование не является эстетической программой. Это предмет цифрового уравнивания копий с оригиналом. В нашем случае, примерно шесть копий плюс одна авторская, которая является в некотором смысле культовой, увековечивающий авторство. Такой порядок не более, чем имитирует протовопоставление кино и произведение искусства в её частном, прагматическом, проявлении.
Есть ли какие-то принципиальные отличия российского видеоарта от западного?
- Российскому искусству в целом приписывается экзистенциальный эскиз отчаяния как иной ментальный темпоритм и это, скорее, мнение о надхудожественной атмосфере, к сожалению, блокируещее рассуждение о "чистом" искусстве и ведущее к своего рода художественной слепоте.
Существует ли в российском видеоарте преемственность - передача опыта от мастера к ученику?
- Можно попытаться "пересказать" ученикам принцип пространственно-временной музыки произведений, при этом введя их в сильное творческое напряжение. Но речь идёт о постижении языка, который выражает нечто неформулируемое, и как организовать этот "сверхлепет" - вопрос индивидуальной "творческой наивности". И как замечательно, что это нельзя сегодня объяснить.
Как известно, в России внутренний рынок современного искусства не достаточно хорошо развит. Российские коллекционеры интересуются видеоартом?
- Искусство постоянно что-то говорит человеку, и нужно лишь научиться понимать его голос. Чрезвычайно полно, к сожалению, это происходит не в России. Вкус к искусству, его трагическое переживание должно расшириться до веры, подобной религии и сдерживаемой лишь грустной иронией. Для этого необходима воля и в конечном счёте - наделение пристрастия качествами первичного инстинкта в его абсолютной непосредственности.
Провмыза. Кадр из видео "Колыбельная".
Видеоарт, да и современное искусство в целом, вызывает у неподготовленного зрителя массу вопросов и противоречивых реакций. Вы как-то пытаетесь повлиять на отношения искусства и общества? Если да, то, каким именно образом?
- Чувствуем, что не способны сказать что-то вразумительное на подобную тему. Любой болтливый комментарий лишь углубит полемику.
Личностные индивидуальные отношения зрителя к какому -либо произведению искусства всегда более важны и искренне, чем абстрактные, общественные. Рефлексии могут развиваться как на
бессознательном уровне, так и в противоположном, аналитическом, логическом порядке. Но в итоге, и тот и другой способ восприятия оказываается не особенно важным, так как произведение искусства априори может существовать "вне" и "без" зрителя.
Кто из художников, работающих в жанре видеоарта, Вам особенно интересен и почему?
- Виктор Алимпиев, в работах которого показательна сознательная неэкспрессивность движений, но выражающая всё самое выразимое. Из зарубежных, английская видеохудожница Миранда Пенель, которая создаёт особые условия игры для соединение внешнего фотогеничного с внутренним зрением.
Бесконечно притягивают художественные формы, преисполненные скрытой жизнью и конечностью их назначения. К этой ожесточённой к традиционному пониманию искусства форме причастны, на наш взгляд, Альберт Серра, Апичатпонг Вирасетакул, Ромео Кастеллуччи.
И, в завершении, поделитесь своими творческими планами. Над каким проектом вы работаете сейчас?
- В работе несколько разноформатных проектов, очевидность исполнения которых случится вот-вот.
Интервью подготовлено Медиа-проектом ART УЗЕЛ совместно с Международным фестивалем видеоарта "Сейчас&Потом"
Фотографии предоставлены Галиной Мызниковой и Сергеем Проворовым.