Дом с приведениями

Текст и фото: Ирина Свеколкина

Редактор: Мария Назарова

1 декабря стартовала третья сессия масштабного междисциплинарного проекта «Удел человеческий». В выставке «Дом с приведениями» в Фонде культуры «ЕКАТЕРИНА» принимает участие 16 крупнейших международных художников, обращающихся к теме травмы: личностной, коллективной и исторической. 1 и 2 декабря в малом зале ГЦСИ пройдет симпозиум, а с 5 декабря начнется лекционно-дискуссионная программа. Выставка «Дом с приведениями» разделена на три тематических раздела, каждый из которых соответствует своему этажу в пространстве Фонда. 

На первом этаже представлены три работы, каждую из которых смело можно назвать фильмом, в первом зале стоит даже практически антикварный кинопроектор. Во втором показана новая версия на фильм Андрея Тарковского «Солярис», в третьем - проявленный фильм неизвестного кинолюбителя, с реальной историей семьи, утраты и травмы. Эти три фильма позволяют раскрыть важную тему «Приведения». Приведения для авторов экспозиции – не мистические явления, а то, что видит человек, отказываясь от привычных установок. Изобразительное искусство здесь является проводником, которое помогает нам, зрителям, получить опыт через эти видения. Мы видим на фотографиях и видео то, что уже минуло, чего больше нет, и в этом-то и состоит наша травма памяти – осознаем произошедшее мы только в тот момент, когда опыт прожит. Это и есть приведения, окружающие нас. 

Травма истории, коллективная травма – темы, развернутые на втором этаже. Исторический раздел представлен двумя работами российских художников, которые показывают историю через документацию, пытаются осознать и отрефлексировать опыт через реальные факты. Также в этих залах расположена мистерия «Психо» художницы Браха Л. Эттингер о непростых женских переживаниях в контексте мировой катастрофы. Художница-психоаналитик создала удивительно пронзительное произведение, которое на эмоциональном уровне понятно каждому зрителю: это тот момент, когда вокруг тебя рушится буквально все, и единственный выход из этого – упорная борьба с внешними обстоятельствами и самим собой. 

Фантасмагорическое действо «Я не я, и лошадь не моя, и извозчик не я», художника Уильяма Кентриджа – это 8-ми канальная инсталляция, на экранах которой разыгрывается абсурдный театр теней, силуэтов людей потерянных во времени. Художник обращается к исторической памяти страны, используя узнаваемые образы конструктивизма Эль Лисицкого, повесть Николая Гоголя «Нос» и раскрывая топографическую связь выставки с застенками Лубянки.

Фернандо Санчес Кастильо, под музыку Баха, Генделя и Брамса представляет сюрреалистическую визуальную интерпретацию травмы, нанесенной нации Бразилии переворотом, военным режимом и замалчиванием случившегося в 1968 году, когда был принят Институциональный акт #5, по которому вся полнота власти в стране перешла в руки президента Артура да Коста-и-Силвы. Конгресс был распущен, действие Конституции приостановлено. Нелепость, показанная на экране - это протест против исторического забвения и вымышленной исторической памяти.  

Завершает историческую тему ассамбляж не хроникальных кадров, работы художника Адриана Пачи. Это массовые ритуалы похорон коммунистических диктаторов, где Пачи сознательно выбирает кадры с крупными планами людей способными пережить Травму и разделить ее с другими.  

Темой третьего этажа, стала личная и коллективная экзистенциальная травма, связанная с  памятью места, вещей, людей, звуков представляющих бесконечное число конфигураций утраченного опыта. Жизнь вещей продолжается и после ухода их владельцев. Художники фиксируют в памяти личный опыт и задаются вопросом: хранят ли вещи память о близких людях и событиях, пережитых рядом с ними?

Таким образом, на трех этажах Фонда культуры «ЕКАТЕРИНА» на Кузнецком мосту современные художники исследуют человеческую личность через травму, как эмоционально-психологический опыт, сопутствующем каждого в течении всей жизни. Несмотря на сложную тему, выставка получилась достаточно позитивной – пережив тот опыт, которым делятся с нами авторы экспозиции, мы, зрители, хотя бы на мгновение можем абстрагироваться от наших собственных травм.