Иван Ларионов: «Может быть это вкусовщина все, но мне кажется, что мы делаем правильную движуху, и могли бы делать еще лучше, если бы нам хватало навыков и умений»
Текст: Полина Чубарь
Фото предоставлены Полиной Чубарь и Иваном Ларионовым
25 августа в Томске в шестой раз состоится открытие Ежегодного выставочного проекта современной уличной культуры Street Vision. В течение трех дней на площадке в 17000 кв. м. будут проходить выставки и концерты художников и музыкантов из 15 городов России и 3 стран СНГ. Нам удалось встретиться с главным организатором и автором проекта Иваном Ларионовым, и задать ему вопросы о готовящемся событии.
Фото: Полина Чубарь
Полина Чубарь: Как появилась идея создать Street Vision?
Иван Ларионов: Мы просто делали разные музыкальные мероприятия в различных заведениях города, и нам стало это надоедать. Мы хотели большего пространства. Идея проводить мероприятия в заброшенных цехах-заводах не новая. Однажды мы обнаружили место и решили сделать под него мероприятие. Оно никогда не планировалось ежегодным, это просто была тусовка, название пришло само собой.
П.Ч.: Как поменялась концепция фестиваля за время его существования?
И.Л.: Концепция выставки не менялась, она обрастала новыми направлениями и отбрасывала устаревшие тренды. Мы стараемся, конечно, делать то, что актуально и современно, насколько это доступно нам, здесь.
П.Ч.: Параллельный проект – Street Vision онлайн, виртуальный фестиваль – что это такое?
И.Л.: На самом деле эта идея появилась из-за того, что в 2015 году у нас не состоялась выставка. И мы решили тем художникам, которые подавали заявки на участие, просто предложить… Ну что мы могли сделать? Мы не смогли провести наш проект по ряду причин, а люди ждали. Мы сделали вот такой онлайн проект, и он на удивление зашел. Сейчас мы не занимаемся его активным продвижением или какой-то поддержкой, вот он как бы есть, кто-то о нем знает, кто-то выкладывает свои работы с хэштегом. Но вообще этот проект имеет место быть и похоже, он нужен.
П.Ч.: Кто работает над Street Vision в этом году? Как формируется Ваша команда?
И.В.: У нас всегда все развивается по классическому сценарию. Раньше всех готовить Street Vision начинаю я в своей голове, потом я делюсь идеями со своими друзьями, единомышленниками, коллегами. Мне комфортно работать с теми, кого я знаю, поэтому друзья и коллеги для меня – почти синонимы. Еще иногда я зову людей со стороны, которых я увидел где-то на стороне и подумал: «Очень круто человек работает, хочу, чтобы он нам помог». То есть команда каждый год немножко меняется, потому что это не основной вид деятельности каждого из нас, ну кроме меня - кто находит время, возможности и желание, тот подключается. Состав плавающий. Постоянен там только я.
Фото: Полина Чубарь
П.Ч.: Почему Вы отказались от использования понятия «волонтер»?
И.Л.: Я знаю точно, что есть такая субкультура – волонтеры, и мне эта субкультура не нравится. Я знаю их представителей и их отношение к делу. Они нашли в себе желание, потребность помогать, и они идут и помогают. Это все классно, хорошо.
Люди, которых мы называем помощники Street Vision, конкретно помогают фестивалю. Они не поедут волонтерами в Сочи, не пойдут волонтерами на какую-то благотворительную акцию, они чувствуют себя поколением Street Vision и помогают нам.
В моем понимании волонтерство, в этой ситуации, даже какое-то оскорбительное слово. Я не могу сказать: «Да она – волонтер». Она не волонтер, это наша девчонка. Не могу сказать, что на сегодняшний день она наша подруга, но многие ребята, которые нам помогали с 2014 года, это уже какое-то сформированное сообщество.
П.Ч.: Как Вы отбираете участников?
И.Л.: В этом году все немного поменялось. Если раньше мы объявляли конкурс, нам присылали заявки, мы смотрели, выбирали, выбирали лучшее из присланного, то в этом году основную часть контента мы набирали сами. Дело в том, что конкурс нас связывал – если прислали слабые работы, то и показывали мы слабые работы.
Сейчас большинство контента, около 80 %, мы набирали сами. Это те художники, за которыми в течение года следили наши кураторы. Интересные ребята, которые возможно сами никогда бы не подали заявку на Street Vision, и мы их пригласили.
П.Ч.: Как Вы находите помещение для Street Vision?
И.Л.: Мы находим каждый год разное помещение, производственное, промышленное, которое нравится нам по духу, по атмосфере, по состоянию. Я думаю, что следующий Street Vision пройдет в таком месте, которое сможет стать для нас постоянным. Мне нравится переезжать, но все таки вкладываться в одну площадку разумнее.
Фото: Полина Чубарь
П.Ч.: На чей опыт Вы ориентировались и ориентируетесь при создании и развитии проекта?
И.В.: В течение года я вообще мониторю, что происходит в мире, какие фестивали, выставки, крутые молодежные проекты. Конечно, хочется глобальности, даже участия больших брендов, чтобы выйти на новый уровень – приблизиться к международным стандартам. Стремление как бы есть, но мне нравится, что наш фестиваль проходит так самобытно. Я понимаю, что где-то мы не дотягиваем, но похоже, что в этом тоже есть своя фишка. Раньше я очень переживал, что у нас не получается делать так же как где-нибудь в Барселоне, но сейчас отпустило – у нас просто другой формат. Даже Москва делает совсем другое – у нас получается особенная атмосфера, которой больше нигде нет.
П.Ч.: В чем на Ваш взгляд состоит специфика организации крупного проекта в Сибири?
И.В.: Я могу точно сказать, что не хватает специалистов. Мы всему учимся сами, на своих ошибках, а это отнимает время, силы, деньги. Если бы у нас были какие-то скрипты по таким системным задачам… Есть творческие задачи, по ним скриптов может и не быть, они и не нужны. Не являясь специалистами в каких-то областях, нам приходится принимать решения, для которых вообще-то есть специалисты. Как, например, сделать грамотное зонирование, чтобы человек заходил и… Ну в супермаркетах же есть - ты заходишь, по определенному пути идешь и можешь предугадать свой маршрут. Нам же приходится на свою интуицию полагаться, и порой мы сильно ошибаемся.
У меня есть идея, что надо собрать талантливых ребят из Сибири, тех, кто делает крутые проекты, и отправить поучиться в Европу или даже Москву, чтобы нам не приходилось изобретать колесо. А то обидно получается – из-за нехватки банального опыта мы теряем много времени и крутых идей.
П.Ч.: Насколько это значимое событие для Томска?
И.В.: Я могу сказать только насколько это значимое событие для меня. Для Томска – не знаю. Вообще, говорят, что целый год Street Vision ждут как праздник. Для меня лично это день прогрессивной молодежи, каким мы его видим.
Мы везем действительно хороших артистов, и стараемся сделать что-то действительно качественное. Может быть это вкусовщина все, но мне кажется, что мы делаем правильную движуху, и могли бы делать еще лучше, если бы нам хватало навыков и умений.
Я за все эти годы могу рассказать о стольких провалах… Особенно плохо с юриспруденцией. Сейчас я взял себя в руки и решил углубиться во все тонкости. Это, конечно, уже не творчество, а вызов системы. Street Vision развивается быстрей меня, что подстегивает очень сильно.
Street Vision 2016
П.Ч.: Как бы Вы могли выразить главную цель вашего проекта?
И.В.: Это точка входа для многих людей в искусство. Мы помогаем ребятам заинтересоваться этим, потому что это довольно непросто…
Мы сейчас делаем такую движуху, которой нам самим не хватало когда-то. Я просто помню, каково мне было самому в 19 лет понять, чего я хочу и что мне нравится. Мне нравилась музыка, мне нравилось видео, мне нравился дизайн. Да мне все вообще нравилось! Это все так круто, и ты не знаешь, что выбрать и где посмотреть поближе. У меня не было возможности прийти на такой движ и сразу увидеть все вживую - я тусовался в подъездах, на лавках и просто гулял туда-сюда и ничего не знал. Если бы я забрел на мероприятие подобного рода, думаю, у меня бы вообще мир перевернулся. Я рад, что у многих молодых людей сейчас есть такая возможность. Кстати, нам часто говорят: «Я пришел и офигел, потому что никогда не видел такого в офлайне».